Административный договор понятие сущность виды

Административный договор: это… Понятие, виды и признаки

Административный договор понятие сущность виды

Административный договор включает в себя широкий раздел различных правоотношений. О том, что он собой представляет, какие имеет признаки и виды, почему некоторые юристы оспаривают само существование подобных документов и другую интересную информацию читайте в статье.

Понятие

Административный договор – это соглашение, заключенное между двумя и больше субъектами правовых отношений, в результате которого устанавливаются, меняются и прекращаются определенные права и обязанности. Посредством него исполнительные госорганы (федеральные, региональные или муниципальные) подписывают соглашения межправительственного, ведомственного, регионального и другого типа.

По другому определению, административный договор – это двусторонний или многосторонний документ, который основан на административных правовых актах и разработан по итогам взаимного волеизъявления субъектов соответствующей отрасли права, устанавливающий, изменяющий и прекращающий права и обязанности сторон.

Признаки

Принадлежность к этому соглашению можно узнать по определенным признакам. К таковым относятся следующие:

  • Основой договора служит административное право.
  • Его база заключена в главном законе страны – Конституции.
  • В договоре участвует два и большее количество субъектов, одним из которых является государственный орган или его представитель.
  • Заключается в результате согласования мнений сторон.
  • Рассчитывается на определенный период действия.
  • Подписывается согласно процедуре, установленной законом.
  • Односторонний отказ от заключенного договора не разрешается.
  • При несоблюдении условий наступает юридическая ответственность (которая прописывается в соглашении, а при отсутствии соответствующих пунктов наступает согласно действующему законодательству).
  • Задачами соглашения служит обеспечение публично-правовых интересов участников.

Основные положения документа

Административный договор рассматривается как правовая организационная форма выполнения его сторонами задач и полномочий, при которых достигаются те или иные хозяйственные, социальные, культурные и другие результаты. Основная функция заключается в удовлетворении публичного и частного интереса. Так, договор об охране гражданина служащими ОВД – это типичный административный договор.

Понятие соглашения дополняется правовой формой исполнения его условий участниками соответствующей правосубъектности. Соответственно, если исполнительные органы выступают в договоре как носители правоспособности гражданского или трудового права, то речь идет не об административных правоотношениях, а о гражданских или трудовых.

Чаще всего сторонами такого соглашения выступают исполнительные органы и местная администрация. Но помимо управленческих инстанций, в качестве сторон могут выступать коммерческие и некоммерческие компании в административном договоре.

Пример этому – соглашения между должностными лицами региональных властей с РАО ЕЭС о реформировании систем энергетики, администрации с РАО «Российские ж/д».

Таким образом, правоотношения могут носить не только горизонтальный характер, но и бывают управленческими в прямом смысле слова.

Также стороны могут исполнять профильные задачи на разных уровнях, входя при этом в одну или разные системы. Основным условием является то, что договор заключается на принципе добровольности, а его стороны являются равноправными.

Если в соглашении предусматривается подчинение одной стороне другой стороны, то такие правоотношения не могут считаться договором. Они возможны лишь в виде специфической формы деятельности юридически неравноправных сторон.

Управленческий субъект заключает соответствующий договор в рамках компетентности. При этом решаются задачи, входящие в область его деятельности. Соглашение ориентируется на обеспечение публичного интереса.

Договор подписывают должностные лица, например, от имени исполнительных органов или местных властей. В отдельных случаях предусматривается предварительное рассмотрение и одобрение подписываемых бумаг.

Документ может являться предпосылкой для подписания других подобных соглашений или иного характера (например, административно-трудовой договор).

Споры и конфликты, вытекающие из соответствующих соглашений, разрешаются с помощью переговоров. Если этот способ не приведет к должному результату, то для защиты своих интересов стороны обращаются в суд.

Виды договоров

Административный договор – это соглашение, которое бывает разных видов. Критериями для этого служат:

  • Предмет.
  • Юридические свойства.
  • Характер отношений сторон.
  • Целенаправленность.
  • Круг сторон.
  • Число участников.

Рассмотрим эти критерии более подробно.

Виды по предмету

В зависимости от предмета административное соглашение может быть в виде договора:

  • О компетенции (при котором разделяются полномочия, а также предмет).
  • Об обеспечении госнужд (в виде госзаказа).
  • Об управлении объектами собственности, принадлежащей государству.
  • Трудовые соглашения, заключенные с госслужащими.
  • Налоговые и финансовые.
  • О сотрудничестве и совместной деятельности.
  • Об оказании услуг госорганов и муниципальных властей физическим лицам (услуги ЖКХ, о благоустройстве и так далее).
  • Об инвестициях.
  • Прочие соглашения.

Виды по юридическим свойствам

Административно-правовой договор можно рассмотреть с точки зрения юридических свойств. По этому параметру он бывает:

  • Устанавливающий право (при котором создаются новые нормы, в т. ч. административные).
  • Применяющий право (разрешает конкретные дела в области госуправления).

Виды по отношениям

Если административно-правовой договор рассмотреть, исходя из описания отношений субъектов, то он может являться соглашением:

  • Сторон, не имеющих контрольных и иных полномочий по отношению друг к другу.
  • При котором один субъект имеет специальные полномочия по отношению к контрагенту.

Виды по целенаправленности

Если заключение административного договора рассматривать на основе целенаправленности, то он бывает:

  • Регулирующий действия лиц, которые подчинены участникам договора.
  • Регулирующий управленческие действия, которые являются согласованными.
  • В виде смешанных соглашений.

Виды по субъектному составу

Исходя из субъектного состава соглашения могут заключаться:

  • Между исполнительной властью и госорганами (региональными или муниципальными).
  • Между организациями государственными и негосударственными.
  • Между госорганами и служащими.
  • Между гражданами и управленческими субъектами.

Другие виды

Если рассматривать виды административных договоров в зависимости от числа сторон, то они могут быть:

  • Двусторонними.
  • Многосторонними.

По уровню сложности:

  • Ординарные.
  • Сложные.
  • Уникальные.

По содержанию:

  • Организационные.
  • Смешанные (где организационные моменты соотносятся с трудовыми и имущественными вопросами).

«За» и «против» административного договора

В нормативных правовых актах не используется этот термин, который встречается в юридической литературе отрасли «Административное право». Административный договор часто обсуждается юристами-практиками. Он выделяется как самостоятельная форма госуправления. Юристы придерживаются одной из двух точек зрения:

  • Ставят под вопрос само наличие подобных договоров.
  • Не сомневаются в их возможности, а также в том, что подобные документы применяются в практике управления.

В первом мнении указывается на то, что договорные правоотношения по своей сути не возникают между субъектами при наличии управленческих задач. Это возражение находит много сторонников в отношении договоров в конституционном праве. На их основе рассматриваются и отдельные отношения, которые принимаются в управленческой области.

Второе мнение, при котором административный договор является возможным, считается конструктивным и имеет под своей основой большой опыт научных работ и практики. Но несмотря на это, признаки и виды такого документа до сих пор остаются спорными. Соглашения пытались даже отнести к гражданско-правовым договорам.

Договор или соглашение – как правильно?

На указанных выше аспектах дискуссии не останавливаются. Авторы спорят также о правильности использования термина «гражданско-административный договор» и предлагают вместо него использовать термин «соглашение». При этом считается, что соглашение яснее выражает соответствующую связь между субъектами. Хотя юридически эти термины не имеют принципиальной разницы.

Под соглашением подразумевается форма передачи каких-то полномочий местным властям госорганами, а также наоборот. Таким образом, сторонами являются исполнительные органы (разных уровней), предметом – передача каких-то полномочий.

Также условиями служит установленный порядок передачи, финансовая составляющая, взаимодействие сторон и так далее.

В соглашении может предусматриваться также ответственность за нарушение его условий, односторонний отказ, расторжение и компенсация причиненного ущерба.

В то же время оба термина одинаково применяются в гражданском законодательстве, так же, как и в трудовом. Тем не менее разграничения должны быть закреплены. Так или иначе, административный договор – это реальность, и он используется и расширяет свое действие в управленческой сфере.

Примеры

Соглашения и договоры могут заключаться между управленческими госорганами и хозяйствующими субъектами, например, о проведении мероприятий с целью решения задач хозяйственного, социального или культурного значения.

Примером этого может служить договор регионов РФ с транспортными предприятиями, которые не подчинены государственным структурам, об улучшении транспортного сообщения для населения и обслуживания предприятий. Также встречаются договоры управленческих органов о сотрудничестве.

Примером этого служит соглашение о проведении дней культуры, ярмарок и прочих мероприятий.

Оформление может осуществляться государственными органами и муниципальными властями. Эти инстанции также могут способствовать выполнению конкретных поставленных задач.

Другие договоры заключаются в соответствии с законодательством при замещении должностей госслужбы. При этом применяется не только административное право. Административный договор в этом случае содержит в себе элементы трудового законодательства. Те же нормы распространяются, когда речь идет о замещении руководящих органов унитарного предприятия.

Государственные контракты относятся к особому виду договоров. Они представляют собой форму реализации государственных заказов, используемых в разных областях деятельности. Основная особенность соответствующих контрактов заключается в том, что они сочетают в себе нормы административного и гражданского законодательства. К другим условиям относятся следующие:

  • Положение государственного контракта предусматривается нормами закона.
  • Одной из сторон выступает государство (в виде соответствующего органа или учреждения).
  • Договор заключается в государственных интересах (разного уровня) и не имеет целей коммерческого характера.
  • В качестве обязанной стороны выступает заказчик в лице той или иной государственной структуры.

Заключение

Несмотря на неоднозначное отношение к административному договору, несомненно, он играет важную роль во взаимодействии различных государственных структур и других сторон. Он отличается от соглашений, предусмотренных иными отраслями права, но в ряде случаев может и пересекаться с ними (например, с трудовым или гражданским правом).

Источник: https://FB.ru/article/453436/administrativnyiy-dogovor-eto-ponyatie-vidyi-i-priznaki

Административный договор понятие сущность виды

Административный договор понятие сущность виды

По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые и административно-организационные. В административно-правовых четко проявляется государственно-властный характер государственного управления.

Они выражены в правовой форме. По юридическим свойствам административные методы делятся на нормативные (нормативные акты управления) и индивидуальные (адресуемые к конкретным исполнителям). По способу воздействия административные методы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, поощрительные, запретительные.

По форме предписания административные методы управления могут быть категорическими (императивными), поручительными и рекомендательными.

Административный договор: понятие, признаки, виды

Исходя из юридических свойств можно назвать правоустановительные (формируются новые правовые, в том числе административно-правовые, нормы), правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры.

По характеру взаимоотношений субъектов бывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По целенаправленности административные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа.

В зависимости от круга субъектов договоры могут заключаться между субъектами управленческой деятельности, между субъектами исполнительной

Административно правовой договор понятие, признаки и юридическое значение (1)

В отличие от правовых актов односторонне-волевого характера (судебных решений, административных актов, жалоб, исковых заявлений, завещаний и т.д.

) договор, в том числе и административный, всегда представляет собой многосторонний акт, выражающий согласование, интеграцию, взаимодействие воль договаривающихся субъектов.

Понятие и содержание административного договора раскрывается в ряде работ российских ученых, таких как А.В.

Демин2, Д.Н. Бахрах3, Ю.Н. Старилов,4 Ю.А. Тихомиров5 и др. Так, по мнению Д.Н. Бахраха, административный договор представляет собой вид сделок, в которых равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон. Такие договоры довольно часто называются соглашениями.

Согласно более полному определению, административный договор, по мнению данного ученого, – это основанный на административно правовых нормах и выработанный в публичных

Институт административного договора: понятие, признаки и виды административных договоров

К специальным относятся деление на «внутриаппаратные» (внутриорганизационные), заключенные между субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями, и «внешние», заключенные уполномоченными субъектами государственной власти с гражданами, организациями.

По мнению Ю.А. Тихомирова, для административного договора , как договора публично-правового характерны следующие специфические признаки : 1.

Субъектом договора всегда является участник публично-правовых отношений, и прежде всего обладающий властными полномочиями: государство, его органы, должностные лица, органы местного самоуправления, официальные представители партий и иных общественных организаций, международные организации. 2.

Противоположная сторона в публично-правовом договоре может обладать иным статусом, но в публично-правовой сфере является носителем некоторых властно-регулирующих функций (государственные корпорации и т.

п.)

Административный договор

Договор как универсальное средство регулирования отношений в публично-правовой сфере.

Юридические свойства административного договора, основания его заключения и субъекты. Совершенствование норм законодательства и правоприменительной практики в России.автореферат, добавлен 01.05.2021 5.

Источник: https://27advokat.ru/administrativnyj-dogovor-ponjatie-suschnost-vidy-48094/

Ваш закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: