Антимонопольные органы рф

Содержание
  1. Фас – это… (федеральная антимонопольная служба россии)
  2. История возникновения
  3. Структура ФАС
  4. Цели деятельности ФАС
  5. Судебная практика ФАС
  6. ООО «Доктор Веб»
  7. ЗАО «Русская рыбная компания»
  8. Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»
  9. ОАО «Ленэнерго»
  10. Microsoft
  11. Государственные антимонопольные органы
  12. Презумпция вредности монополий
  13.  
  14. Что такое монополии и откуда они берутся
  15. Роль антимонопольного регулирования в странах СНГ
  16. Взгляд экспертов на монополии
  17. Примеры монополистических преступлений из истории
  18. Фас россии: функции, основные полномочия, меры воздействия на участников рынка, решения
  19. Что такое Федеральная антимонопольная служба
  20. Функции службы
  21. Основные полномочия
  22. Меры воздействия на участников рынка
  23. Как найти решение ФАС
  24. Планирование закупок
  25. Обоснование закупок
  26. Контракт
  27. Антимонопольная служба: чем занимается, правовые полномочия и функции. Направление, развитие и государственные цели ФАС
  28. Общие сведения
  29. Структура антимонопольной службы России
  30. Защита конкуренции и свободного предпринимательства
  31. Контроль над соблюдением закона о рекламе
  32. Контроль в сфере государственных закупок
  33. Контроль оборонного заказа
  34. Контроль над иностранными инвестициями
  35. Тарифное регулирование
  36. Иные полномочия

Фас – это… (федеральная антимонопольная служба россии)

Антимонопольные органы рф

Елена Кокош

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности “Экономист-менеджер”. Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС) – федеральный орган исполнительной власти, контролирующий действия антимонопольного законодательства в рамках рекламы, инвестиций, обороны и закупа товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Законом, регламентирующим и регулирующим деятельность ФАС, является Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».

В нем дается официальное определение федеральной антимонопольной службы России, а так же приводятся цели создания данного органа исполнительной власти, его основные цели и задачи.

История возникновения

Прототипом ФАС был Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». В год создания численность этого подразделения государственной власти составляла около ста пятидесяти человек, однако уже к 1992 году сотрудниками этого гос.комитета РСФСР составляла триста пятьдесят человек.

Уже в 1997 году этот комитет расширился за счет создания подотчетных ему учреждений:

  • Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства;
  • Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте;
  • Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи.

Такая развитость антимонопольной службы создавала большие трудности для развития бизнеса в молодой Российской Федерации, а так же способствовали задержки решения выявленных нарушений и развитию коррупции на местах.

В результате после нескольких переформирований, объединений и разъединений функций контроля над монополией, 9 марта 2004 года была создана федеральная антимонопольная служба, действующая в настоящее время. Руководителем назначен Игорь Юрьевич Артемьев.

Структура ФАС

Основываясь на полученном опыте предыдущей разветвленности антимонопольной службы, правительство России были принято решение о создании односложной структуры ФАС. В результате все направления контроля были разбиты на сферы применения.

Назначены десять заместителей непосредственного руководителя федеральной антимонопольной службы и один статс-секретарь руководителя.

Между всеми назначенными людьми были распределены обозначенные сферы антимонопольного контроля для непосредственного руководства.

В результате получилась структура, девствующая и сейчас.

Руководитель ФАС помимо всеобщего контроля всех направлений, является ответственным за:

  • Управление защиты государственной тайны;
  • Административное управление – секретариат руководителя;
  • Контрольно-инспекционное управление в сфере ГОЗ (ГОЗ – государственный оборонный заказ).

Статс-секретарь руководителя ФАС:

  • Управление контроля промышленности;
  • Управление общественных связей;
  • Управление по борьбе с картелями.

Заместитель руководителя ФАС (№1):

  • Управление регулирования связей и информационных технологий;
  • Управление регулирования топливно-энергетического комплекса.

Заместитель руководителя ФАС (№2):

  • Управление контроля иностранных инвестиций;
  • Управление международного экономического сотрудничества;
  • Управление контроля химической промышленности и агро-0промышленного комплекса.

Заместитель руководителя ФАС (№3):

  • Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
  • Управление контроля финансовых рынков;
  • Управление контроля социальной сферы и торговли.

Заместитель руководителя ФАС (№4):

  • Контрольно-финансовое управление;
  • Управление государственной службой;
  • Управление делами;
  • Территориальные органы ФАС России;
  • ФГАУ «Учебно-методический центр ФАС России» (г.Казань);
  • ФБУ ИТЦ ФАС России (г.Москва) – информационно-технический центр ФАС.

Заместитель руководителя ФАС (№5):

  • Управление методологии и организации контрольной деятельности в сфере ГОЗ;
  • Управление контроля государственного оборонного заказа;
  • Управление контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники и связи.

Заместитель руководителя ФАС (№6):

  • Юридическое управление в сфере ГОЗ;
  • Управление контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности;
  • Управление контроля программ инфраструктурного и ресурсного обеспечения в сфере ГОЗ.

Заместитель руководителя ФАС (№7): управление регулирования транспорт.

Заместитель руководителя ФАС (№8):

  • Правовое управление;
  • Управление регионального тарифного регулирования.

Заместитель руководителя ФАС (№9):

  • Управление регулирования электроэнергетики;
  • Управление регулирования в сфере ЖКХ.

Заместитель руководителя ФАС (№10):

  • Управление контроля размещения государственного заказа;
  • Управление контроля строительства и природных ресурсов.

В результате структура ФАС является абсолютной противоположностью Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. При этом такое прямое распределение сфер контроля и поспособствовало скорейшему урегулированию выявленных нарушений.

Численность головного подразделения ФАС составляет более шестисот человек. Помимо этого организованно 84 территориальных органов ФАС, которые осуществляют антимонопольный контроль в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Цели деятельности ФАС

Целями деятельности федеральной антимонопольной службы России является:

  • соблюдение общих правил торговли, рекламы и обороны, которые отвечали бы международным стандартам качества ИСО 9001-2008;
  • препятствие развития монопольных политики среди предприятий и учреждений страны.

Помимо этого деятельность ФАС создает благоприятную среду для развития бизнеса в стране, причем как среди российских предприятий, так и для их сотрудничества с иностранными фирмами.

Так же создается «здоровая» конкуренция среди предпринимателей, которая как известно является рычагом совершенствования торговых отношений. И так же как в споре рождается истина, в конкуренции появляются более совершенные способы производства и оказания услуг.

Инструментами достижения целей деятельности ФАС служат:

  • контроль за размещением государственных и муниципальных заказов;
  • урегулирование органом государственной и местной власти с субъектами предпринимательства;
  • предотвращение выставления требований к участникам торгов, которые искусственно ограничат конкуренцию до единственного участника.

В результате, если федеральная антимонопольная служба России будет работать в рамках предоставленных функций и с достижением поставленных задач, рынок РФ станет одним из самых прозрачных и некоррупционированных в мире.

Судебная практика ФАС

За тринадцать лет существования ФАС были рассмотрены сотни тысяч жалоб и проведены десятки тысяч служебных и судебных экспертиз. Ежегодно федеральная антимонопольная служба России публикует доклад о результатах своей работы.

Проведя анализ этих докладов можно составить рейтинг самых громких дел и результативных расследований, которые скажут о качестве работы ФАС.

ООО «Доктор Веб»

В октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Доктор Веб». Причинами возбуждения дела стали претензии ФАС к ценовой политики предприятия. Проявилось это в ценовой политики ООО «Доктор Веб», которая, согласно договоров, распространялась даже на товары, которые подлежали перепродаже через третьи лица.

В результате в 2010 году, путем тщательной проведения тщательной работы, ООО «Доктор Веб» выиграл суд и продолжает придерживаться того же ценового направления на свою продукцию.

ЗАО «Русская рыбная компания»

В октябре 2012 года ФАС были вынесены обвинения ЗАО «Русская рыбная компания» в сговоре с несколькими поставщиками однотипного товара (норвежская форель и семга).

Целью нарушения закона было устранения прочих поставщиков этого вида товара на российский рынок.

Проходило ото путем заключения с прямыми поставщиками дополнительного соглашения, в котором они не имели право в течении пяти лет реализовывать свой товар каким-либо иным предприятиям Российской Федерации.

Однако в суде, предприятие смогло доказать предвзятость специалистов ФАС и дело закончилось победой ЗАО «Русская рыбная компания» в суде.

Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»

В январе 2013 года суд Ленинградского УФАС принял правомерными обвинения ФАС в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район».

Причиной возбуждения судебного делопроизводства стало обвинение в дискриминационных действиях.

Местными органами управления были переданы часть полномочий, которые касались отвод земельного участка для захоронения, а так же отслеживание деятельности похоронных услуг в регионе, коммерческой организации, которая была заинтересована в непосредственном участии в этих же процессах. Произошло это потому, что коммерческая организация сама оказывала ритуальные услуги, поэтому захватила управление этой деятельностью в этом регионе только в своих целях.

ОАО «Ленэнерго»

В декабре 2014 года был вынесен приговор ОАО «Ленэнерго», в котором предприятие было признано виновным и обязано было выплатить штраф в размере 1,8 миллиона рублей.

Уголовное дело было заведено на основании многочисленных заявлений простых граждан, которые обратились в ОАО «Ленэнерго» с заявлениями на подключение временнее, однако так и не получили договоров.

Суд признал в действиях предприятия нарушения связанные с бездействие и систематические нарушения принятых на себя договорных обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в период с 2009 по 2011 год.

Microsoft

В ноябре 2021 года было возбуждено очередное уголовное дело в отношении Microsof. Дело заведено по причинам злоупотребления лидирующей позиции на рынке товаров. Причиной возбуждения дела, стало заявление от компании «Лаборатория Касперского». Microsof сократил период адаптации посторонних антивирусных программ (кроме собственных) с трех месяцев до недели.

Тем самым, так как ответчики являются крупнейшими поставщиками операционных программ в России, это приведет к тому, что на большей части компьютеров, возможно, будет установить только антивирус производства Microsof.

Решения суда по данному делопроизводству ещё не было вынесено.

Как видно из судебной практики, не всегда федеральная антимонопольная служба России принимает верные решения и служит поддержкой честного отечественного бизнеса. Но и положительные результаты, безусловно, присутствуют, поэтому можно сделать вывод, что действующая система не совершенна, однако имеет право на существование.

Ваш репост и оценка статьи:

Источник: https://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/federalnaya-antimonopolnaya-sluzhba.html

Государственные антимонопольные органы

Антимонопольные органы рф

Как известно, рыночная экономика существует за счёт конкуренции между предприятиями. А когда одно из них становится монополистом и подавляет всех своих противников, конкуренция исчезает и начинается безобразие.

Фирма-монополист может накручивать цены как ей угодно, выпускать некачественную продукцию, технологически деградировать, и всё это ей сойдёт с рук, ибо некому вытеснить эту фирму с рынка. Поэтому с монополиями ведётся тщательная борьба.

Для этого создаются государственные антимонопольные органы.

Презумпция вредности монополий

В США, например, монополии настолько не прижились, что их начали считать вредными по умолчанию, то есть исходить из принципа «презумпции вредности». Каждая монополия должна доказать властям, что в её деятельности будет польза для общества и страны, её деятельность могут разрешать.

В Европе же были несколько иные способы борьбы с фирмами-самодержавцами. Как только стражи порядка замечают монополиста, его сразу, образно выражаясь, окружают частоколами, и начинают пристально за ним наблюдать.

Как только обнаруживается, что монополист приносит больше вреда, чем пользы, государство в праве прекратить его деятельность или наложить штрафные санкции. Как правило, штрафы приходится платить баснословные.

Вспомним компанию Microsoft, которой ежегодно приходится платить сотни миллионов долларов из-за разных нарушений (подробнее это будет описано в конце статьи).

 

Выше упоминался этот термин. Так что же он означает? Здесь всё просто: это федеральный комитет, нацеленный на борьбу против монополий и обеспечение честной конкуренции на рынке, а также обеспечение равного доступа потребителей к товарам. Этот комитет также пресекает проявления нечестной конкуренции (демпинга цен, например).

Что такое монополии и откуда они берутся

Фирма-монополист или хозяйствующий субъект – предприятие (или группа предприятий), занимающее доминирующее положение на рынке товара, не имеющего себе замены, что даёт ему возможность блокировать доступ на рынок другим предприятиям и манипулировать товаром в своих интересах.

Выражаясь простым языком, монополист – это хулиган, который занял лавочку и не подпускает к ней никого. Он может делать с лавочкой всё, что ему вздумается и никто не в силах будет этому помешать, ибо он на ней единственный хозяин.

Существует три вида предприятий-монополистов, зависимо от их предназначения:

  • Естественная монополия – ситуация, при которой производство товара одной фирмой значительно выгодней, чем двумя. Такое бывает, когда оптимальный размер предприятия относительно к размеру рынка настолько велик, что фирмы-новички просто не рентабельны. То есть добавить нового игрока на такой рынок слишком дорого и бессмысленно. Самые яркие примеры предприятий-потенциальных естественных монополистов: железнодорожные перевозки, системы водоснабжения, энергетика, газотранспортные системы. Такие предприятия представляют самую большую сложность для антимонопольных комитетов.
  • Открытая монополия – ситуация, когда одно предприятие обретает важную технологию, не известную его конкурентам. В таком случае оно будет монополистом до тех пор, пока конкуренты не достигнут того же уровня технической эволюции.
  • Закрытая (государственная) монополия – монополия государства на продажу товаров массового потребления. В России, например сбыт большинства видов алкоголя и табачных изделий захвачен страной. Для частных бизнесменов этот рынок закрыт.
  • Чистая монополия – положение дел, когда конкретный товар или услугу на территории страны представляет только одно предприятие.
  • Концерн – несколько разнородных предприятий с единым финансовым центром.
  • Синдикат – ситуация, когда распределение заказов и сбыт продукции осуществляется централизовано.

Роль антимонопольного регулирования в странах СНГ

Антимонопольное регулирование – комплекс мер, осуществляемых государством, направленных на формирование и защиту честной конкуренции.

Это очень важно, ибо, как говорилось выше, экономика государства без конкуренции чахнет по всем фронтам. В странах СНГ традиционно используется европейская «либеральная» система борьбы с монополиями. Т. е.

монополиям позволяют существовать до тех пор, пока они не приносят вреда.

В разных странах существуют разные комитеты для регулирования деятельности комитетов. Они действуют разными путями, но цели их едины: поддержание конкуренции на рынке, контроль цен товаров и не допускание того, чтобы хоть одна фирма стала зависимой от монополии.

Для контроля над монополиями создается отдельное законодательство, в котором указывается свод правил их функционирования на рынке. Из всех видов монополий естественные регулировать сложнее всего. Прежде чем предпринимать против них какие-то меры, ставится вопрос об экономической рациональности их деятельности, формировании цен и доходности.

Комитет в праве выяснять информацию о лицах, что стоят за деятельностью предприятия.

Но перед этим выясняются сферы деятельности, в которых может существовать естественная монополия. Далее проверяется целесообразность и логическая обоснованность затрат и цен предприятий-естественных монополистов.

После этой проверки монополию могут «взять под колпак» – отслеживать все изменения на рынке, которые провоцирует монополия и предпринимать против них конкретные действия в случае нужды. Таким образом монополия скорее начнет работать во вред себе, чем во вред обществу и государству.

Для еще более эффективного контроллирования монополии государство может её национализировать.

Регулирование естественных монополий производится целым арсеналом инструментов, которые можно условно разделить на три группы.

Непосредственная установка цен на товары (или услуги) естественных монополистов. Это может базироваться на огромном количестве соображений. Например может учитываться уровень доходов целевой аудитории и значимость поставляемой услуги для них.

Кстати, в России преобладает именно такой метод регулировки. Углубляться в эту тему не будем, ибо описать её одними только экономическими понятиями будет очень сложно.

Выражаясь кратко, фиксация цен государством на продукцию предприятия-монополиста происходит с учётом по большей части общественных интересов.

Посредственный контроль цен посредством установки пороговых и предельных величин доходности. При этом используются следующие классические механизмы ценообразования: прямое и косвенное установление цен; цены Рамсея; линейное и нелинейное ценообразование.

И третий способ: введение конкурентных механизмы, как способ контроля передачи прав на оказание услуг (или производство товаров). Самый яркий пример, которым можно проиллюстрировать данный способ – передача железных дорог в концессию другой стране, дабы повысить эффективность их эксплуатации. В России эта практика тоже довольно широко применялась.

Особого внимания антимонопольных комитетов в славянских странах заслужила сфера электроэнергетики.

Комитеты следят буквально за всем: распределением акций, мощностями электростанций, деятельностью администраторов станций, соблюдением юридических правил и так далее. Перечислять это всё пришлось бы, пожалуй, несколько часов.

Это вполне объяснимо, ведь сфера электроэнергетики для любой страны имеет огромное значение, поэтому нужно контроллировать её уровень отдачи, стараясь удерживать его на предельно возможном значении.

Федеральная антимонопольная служба России (далее ФАС) образовалась в 1990 году. Ныне она выполняет следующие функции:

  • Контроль за соблюдением свода законов антимонопольного комитета (во всех коммерческих сферах!);
  • Контроль соблюдения законодальства о рекламе;
  • Контролирование сферы размещения тендеров на поставки услуг, товаров, выполнения работ, а также сферы оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.
  • Контроль за потоком иностранных инвестиций в предприятия, имеющие стратегическое значение для государств, сферы её обороны и безопасности.
  • Защита прав потребителей. Любой уважающий себя антимонопольный комитет обязан защитить потребителей от явно завышенных цен. Предприятия должны развиваться, но не ценой обворовывания граждан.

Взгляд экспертов на монополии

Харви Лейбенстайл считает, что у монополии, ввиду отсутствия конкуренции, нет стимулов заниматься поддержкой эффективного производства.

Ричард Познер склонен пологать, что монополии нерационально тратят свои ресурсы на завоевание и поддержку своего монопольного положения. Например, фирма-самодержавец может смело занизить цены и некоторое время поработать во вред себе только для того, чтобы придушить конкурента.

Исходя из мнения Арнольда Харбенгера, одно только присутствие монополии на рынке приводит к потерям благосостояния общества.

Примеры монополистических преступлений из истории

А теперь несколько примеров того, как антимонопольные комитеты разных стран осаждали разные предприятия и концерны.

  1. В 2004 году на компанию Microsoft антимонопольный комитет Евросоюза наложил штраф в размере 497 млн евро за нарушение правил в сфере производства программного обеспечения и обязал к некоторым требованиям, которые Microsoft не выполнили, в результате чего получили еще один штраф – 280,5 млн евро уже в 2012. Но это еще не всё! В 2013 году между тем же комитетом и той же компанием разгорелся еще один спор. Microsoft якобы ущемляли права разработчиков других браузеров, включив в пакет Windows 7 всего один браузер – Internet Explorer. За это с них взяли 900 тыс. евро и принудили дать пользователю выбор. Закончилось это тем, что Microsoft уплатила еще $732,2 млн и ничего не сделала. Выражаясь коротко, штрафов, которые уплатила Microsoft за нарушение правил антимонополии, хватило бы чтобы год содержать половину Европы. Ныне против Microsoft ополчились и Соединенные Штаты, и Евросоюз.
  2. В 2013 году компанию Apple оштрафовал тайваньский антимонопольный комитет за вмешательство в деятельность местных поставщиков сотовой связи. Сумма штрафа – 670 тыс. долларов.
  3. В украине в мае 2015 года антимонопольный комитет оштрафовал несколько торговых сетей на 9 миллионов долларов. Под удар попали такие сети гипермаркетов, как ЭКО маркет, Сильпо, Караван, Метро и некоторые другие. Причиной тому стал заговор, который заключили между собой нарушители. Они согласовались синхронно поднять цены, тем самым создать дополнительную выгоду себе и опустошать кошельки потребителей. Но, как писалось выше, антимонопольные комитеты прослеживают рациональность ценоформирования, благодаря чему они выявили это нарушение и обязали сети гипермаркетов в течение двух месяцев вернуть всё на свои места.
  4. Истинным рекордсменов по размеру штрафа за всю историю человечества является корпорация Intel. Главный герой всё тот же – антимонопольный комитет Евросоюза. Сумма штрафа составила полтора миллиарда долларов. Детали инцидента не сообщаются, но известно, что корпорация Intel нарушила криминальное законодательство.
  5. Антимонопольный комитет Украины выдвинул штраф компании Одессаоблэнерго на 4 млн. долларов. Предприятие является естественным монополистом и очень сильно злоупотребляет этим. Известно, что оно предоставляло свои услуги на конкурсной основе с целью нажиться на этом. Комитетом это было признано серьёзным нарушением, в связи с чем был выдвинут такой огромный штраф.

Как видно, современные комитеты по борьбе с фирмами-самодержавцами никого не жалеют и всеми силами пресекают злоупотребление властью монополии. Вот и подошла к концу эта статья. Её целью было дать объемное глубокое представление о монополиях, о том, как им противостоят, и что бывает, если игнорировать требования комитетов.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/8650-gosudarstvennye-antimonopolnye-organy

Фас россии: функции, основные полномочия, меры воздействия на участников рынка, решения

Антимонопольные органы рф

При реализации законов о контрактной системе 44-ФЗ и о закупках отдельными категориями юридических лиц 223-ФЗ важное значение принадлежит контролю за законностью действий заказчика.

Что такое Федеральная антимонопольная служба

ФАС РФ, или Федеральная антимонопольная служба – это особое ведомство, в задачи которого входит защита конкуренции или недопущение формирования монополии на современном рынке. Ведомство было утверждено по указу Президента №314 от 2004 года.

Порядок работы антимонопольной службы регламентируется следующими документами:

  1. Положением о ФАС, утвержденное Постановлением Правительства от 2004 года №331.
  2. Законом «О защите конкуренции» от 2006 года №135-ФЗ.
  3. Постановлением Правительства «Вопросы ФАС» от 2004 года №189.
  4. Локальными нормативно-правовыми актами, в которых содержатся ссылки на законодательство о рекламе, торговле и пр.

Функции службы

ФАС РФ в сфере закупок является основным контрольным органом. Понятие о контролере в сфере закупок приведено в п. 13 ст. 3 ФЗ-44. Контрольная инстанция наделена правами осуществления деятельности на разных уровнях власти: региональном, федеральном и местном.

Функции контролера в сфере госзакупок прописаны как в самом законе о контрактной системе, так и отдельными нормативно-правовыми актами.

В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба опирается на Положение №331, утвержденное Постановлением Правительства и некоторыми иными постановлениями Правительства, которые редактировали его положения.

В Постановлении Правительства №1489 от 2014 года детально прописан функционал, которым наделена ФАС. Это выполнение контрольно-надзорных мероприятий в части исполнения закона:

  1. О конкуренции на товарных и финансовых рынках.
  2. О рекламе.
  3. О гособоронзаказе.
  4. В сфере закупок.
  5. О естественных монополиях.

Правительство наделило ФАС согласовывать закрытые процедуры, контролировать иностранные инвестиции и разрабатывать определенные правовые документы.

Помимо государственного контроля со стороны ФАС, сфера госзакупок и закупок отдельными видами юрлиц контролируется со стороны уполномоченного ведомства или общественности.

Основные полномочия

Под полномочиями ФАС понимается определенный перечень прав, предоставленных данной инстанции для выполнения определенных действий, которые направлены на реализацию ее функционала.

ФАС РФ по российскому законодательству наделена следующими полномочиями:

  1. Сбор информации о контролируемых субъектах: заказчиках, контрактных управляющих, комиссиях по закупке, операторов ЭТП, уполномоченных органов, специализированных инстанций.
  2. Проведение плановых и внеплановых проверок заказчика. Они проводятся не чаще раза в полгода.
  3. Возбуждение административных дел в процессе выявления нарушений антимонопольного законодательства и их рассмотрение.
  4. Оформление предписаний при выявлении правонарушений (например, при совершении нарушений, которые ведут к нарушению конкуренции).
  5. Участие в судебных заседаниях.
  6. Оформление предписаний и предложений об устранении законодательных недочетов.

Если рассмотрение жалоб по 44-ФЗ фигурирует в указанном документе в качестве отдельного полномочия антимонопольной службы, то про 223-ФЗ здесь нет упоминания. При этом рассмотрение поступивших обращений по этому вопросу можно включить в перечень «иных полномочий» ФАС. Проверки заказчика или закупочной комиссии могут осуществляться не чаще раза за весь период проведения закупки.

Для инициации внеплановой проверки заказчика у ФАС должны быть веские основания. Это могут быть:

  1. Поступившая жалоба на действия (бездействие) заказчика со стороны участников закупочных мероприятий.
  2. Полученная информация о нарушении закупочного законодательства.
  3. Окончание срока для устранения замечаний в предписании по п. 2 ч. 22 и п. 3 ч.2 7 ст. 99.

В ходе проверочных мероприятий ФАС может пользоваться результатами предыдущих проверок. Полномочия ФАС не распространяются на гособоронзаказ и закупки, сведения которых образуют гостайну.

Меры воздействия на участников рынка

При поступлении жалобы на действия заказчика контрольная инстанция вправе приостановить процедуру подписания госконтракта по ч. 7 ст. 106 44-ФЗ. В случае обнаружения нарушений уполномоченный контрольный орган в лице ФАС вправе (согласно ч. 22 ст. 99 44-ФЗ):

  1. Составить протокол об административных нарушениях и рассмотреть дело.
  2. Принять меры по предотвращению правонарушения.
  3. Выдать предписание, обязательное для исполнения, о предотвращении правонарушения.
  4. Решение об отмене процедуры.
  5. Обратится в суд о признании закупки недействительной.

Как найти решение ФАС

Регламент по рассмотрению жалоб, поступивших на участников закупки, приведен в Приказе ФАС от 2014 года №727/14.

В случае принятия жалобы к рассмотрению ФАС должна принять соответствующее решение, уведомить о нем заявителя и разместить информацию в открытом доступе.

Но в некоторых случаях антимонопольная служба не разбирает поступившие обращения по существу, а возвращает их назад заявителю, согласно ч. 11 ст. 105 44-ФЗ. Например:

  • если в документе отсутствуют нужные сведения по ч. 8 ст. 105 (контактные данные заявителя и пр.);
  • документ подписало лицо, которое не имело прав на это;
  • нарушены сроки подачи жалобы (так, на обжалование результатов торгов у участника есть 10 дней с момента подписания протокола) и пр.

Все поступившие в ФАС обращения регистрируются в специальном реестре жалоб, а итоги их обработки размещаются в базе. Все решения составляются со следующей структурой:

  1. Во вводной части приводится наименование всех участников, состав комиссии, реквизиты тендера, номер документа.
  2. В описательной части прописываются доказательства, которые учитывались в процессе работы комиссии.
  3. В мотивировочной части приводятся обстоятельства, которые были установлены при проведении проверочных мероприятий.
  4. В результативной части приводятся выводы о признании жалобы необоснованной, частично или полностью обоснованной.

В некоторых случаях дополнительно выносится решение о возбуждении административного дела или материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

ФАС может вынести предписание об устранении нарушений и указать на этот факт в вынесенном решении. База данных решений ФАС представлена по ссылке.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба наделена широким перечнем полномочий в области контроля за сферой государственных закупок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2021 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2021 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2021 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2021 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/funkcii-fas.html

Антимонопольная служба: чем занимается, правовые полномочия и функции. Направление, развитие и государственные цели ФАС

Антимонопольные органы рф

Федеральная антимонопольная служба является одним из органов исполнительной ветви власти федерального уровня, руководство деятельностью которым осуществляет непосредственно Правительство России. В данной статье мы подробно рассмотрим, чем занимается антимонопольная служба, ее цели и основные направления деятельности.

Общие сведения

Не все российские граждане понимают, чем занимается антимонопольная служба и какими вопросами она ведает. Информация, изложенная в статье, позволит внести ясность в этот вопрос.

Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства от 7 апреля 2004 года № 189 и от 30 июля 2004 года № 331, а также законом “О защите конкуренции” и другими документами.

Основной миссией ФАС является эффективная защита конкуренции и предпринимательства ради развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует достижение следующих целей:

  • Создание положительных условий для развития конкуренции.
  • Обеспечение равного доступа на рынок среднего и малого бизнеса.
  • Достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок.
  • Обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий.
  • Устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов публичной власти на функционирование рынков.

Структура антимонопольной службы России

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Игорь Юрьевич Артемьев. Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности – управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.

Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.

В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.

Защита конкуренции и свободного предпринимательства

Главным направлением деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».

Перечислим, чем занимается Федеральная антимонопольная служба в рамках указанного законодательства:

  1. Осуществляет рассмотрение дел о нарушении такого законодательства.
  2. Выдает организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и органам власти обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений.
  3. Выдает предупреждения о завершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а также предостережения о недопустимости таких действий.
  4. Привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства.
  5. Устанавливает доминирующее положение организации на рынке.
  6. Осуществляет инспекцию за деятельностью предприятий, осуществляющих торговлю на рынках определенных товаров.
  7. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные указанными федеральными законами.

Контроль над соблюдением закона о рекламе

Развитию рынка и добросовестной конкуренции в нашей стране также способствует контроль над соблюдением нормативных актов о рекламе, чем и занимается Федеральная антимонопольная служба России.

Ее функции в названной сфере подробно изложены в Федеральном законе № 38 «О рекламе». Заключаются они в основном в предотвращении и пресечении ненадлежащей рекламы, а также такой, которая способна ввести граждан в заблуждение или нанести вред их здоровью.

За нарушение законодательства о рекламе ФАС вправе привлекать субъектов рекламной деятельности к административной ответственности.

Контроль в сфере государственных закупок

Статья 99 закона о контрактной системе устанавливает, что ФАС России является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять надзор в области закупок.

Проведение контрольных мероприятий в отношении контрактных служб, заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и других участников закупочных процедур – это то, чем занимается антимонопольная служба в данной сфере.

Наблюдение за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд производится посредством внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утвержден соответствующими приказами ФАС России.

Контроль оборонного заказа

С 2015 года антимонопольному органу были переданы полномочия по осуществлению контроля в сфере гособоронзаказа.

Надзор за ценообразованием на военную продукцию, ведение реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательства в сфере оборонного заказа – это далеко не все, чем занимается антимонопольная служба в указанной сфере.

Помимо вышеперечисленных обязанностей ФАС осуществляет подготовку нормативных правовых актов. К названным документам относятся в том числе и проекты федеральных законов, проекты постановлений и распоряжений Правительства России, а также приказы ФАС России, регулирующие более узкие вопросы в данной области.

Контроль над иностранными инвестициями

Кроме перечисленного выше, ФАС осуществляет деятельность по мониторингу сделок, заключение которых может повлечь установление контроля со стороны других стран и международных организаций над российскими предприятиями, имеющих стратегическую важность для обороны страны.

В рамках указанного мониторинга Федеральная антимонопольная служба осуществляет предварительное согласование различных сделок иностранных инвесторов со стратегическими организациями, например, сделок о приобретении определенной доли акций такого предприятия.

Тарифное регулирование

Летом 2015 года ФАС взяла на себя и функции упраздненной ФСТ (Федеральной службы по тарифам), а именно – установление тарифов и осуществление контроля за их применением в различных отраслях экономики.

Тарифное регулирование охватывает электроэнергетику, газовую отрасль, железнодорожный транспорт и другие сферы, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом.

В первую очередь оно осуществляется в сфере функционирования естественных монополий.

В компетенцию ФАС также входит рассмотрение разногласий и досудебных споров между органами власти субъектов РФ, предприятиями и потребителями в области регулирования тарифов государством. Кстати, большинство заявлений и жалоб, поступающих в антиомонопольную службу, приходится на сферы тепло- и водоснабжения.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности описываемого органа в отношении регулирования тарифов является обеспечение единообразия экономического пространства посредством снижения дифференциации среди расценок в одной отрасли. Кроме того, ФАС планирует повысить уровень информационной открытости процесса установления тарифов и внедрить в этот процесс принцип состязательности.

Иные полномочия

Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.

Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.

Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.

ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.

Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.

Источник: https://FB.ru/article/382310/antimonopolnaya-slujba-chem-zanimaetsya-pravovyie-polnomochiya-i-funktsii-napravlenie-razvitie-i-gosudarstvennyie-tseli-fas

Ваш закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: