Дела о взяточничестве практика

Самые распространенные и самые необычные дела о коррупции в российской судебной практике

Дела о взяточничестве практика

Коррупция однозначно вредит государству, отбирая у него ощутимую часть экономического роста и не позволяя добиться достойного уровня жизни для каждого гражданина.

При этом искоренить ее не удалось еще никому, но есть страны, которые добились в этом серьезных успехов. Увы, Россия не входит в их число – несмотря на громкие коррупционные дела и серьезную ответственность за коррупцию.

Мы разобрались, кого и как наказывают за взятки, и за что чаще всего наказывают коррупционеров.

Истории о громких случаях взяточничества или подкупа можно регулярно увидеть и услышать в российских СМИ. Обычно это истории о том, как некий гражданин дал взятку чиновнику за то, чтобы тот просто выполнил свою работу (или выполнил ее не так, как должен).

Чуть более редкие случаи об опрометчивых поступках граждан, решивших дать взятку полицейскому, таможеннику или еще какому-нибудь чиновнику, которые вдруг вспомнили о своих обязанностях и не взяли деньги (попутно сообщив куда следует о попытке дать им взятку).

Однако мимо всеобщего внимания проходят сотни тысяч зарегистрированных, и иногда даже расследованных нарушениях антикоррупционного законодательства. И, хоть многие не видят разницы, но взятка – это не нарушение антикоррупционного законодательства. Чтобы это понять, нужно чуть подробнее узнать о сути коррупции.

В общем смысле коррупция означает, что некое должностное лицо использует свои полномочия, чтобы получить личную выгоду, и все это противоречит правовым нормам.

То есть, коррупция – это когда обязательно есть должностное лицо, и это лицо пользуется служебным положением, чтобы получить выгоду.

В общественном сознании же коррупция тесно связана со взяточничеством. Уголовный кодекс России выделяет 3 вида преступлений, связанных со взятками:

  • получение взятки – должностное лицо получает определенные преимущества или выгоды, за свои действия или бездействие (законные или незаконные);
  • дача взятки – должностное лицо склоняют совершить некоторые действия в пользу дающего взятку, за что ему предлагают вознаграждение;
  • посредничество во взяточничестве – непосредственная передача взятки от того, кто ее дает тому, кто ее берет, или способствование взяточничеству в другой форме.

По каждому из этих преступлений есть своя статья Уголовного кодекса РФ, и полагается наказание – от штрафа и запрета занимать определенные должности до реальных сроков лишения свободы.

Взятка – это необязательно деньги, это могут быть другие ценные и не очень предметы, вплоть до продуктов питания. Необязательно это конкретный предмет – взяткой может быть услуга (ремонт, лечение, отдых, развлечения).

Существует и завуалированная форма взятки, когда должностное лицо получает какие-то товары или услуги по заниженной цене, «случайно» выигрывает в лотерею, получает деньги в долг (невозвратный), получает какие-то другие особые условия.

Все это предполагает уголовную ответственность, то есть, взяточничество – преступление. Но это не единственное, что связано с коррупцией. Например, в 2021 году за коррупционные преступления были осуждены 12 тысяч человек, а зарегистрировано таких преступлений чуть больше 30 тысяч.

Но в тот же год была выявлена 231 тысяча нарушений законодательства о противодействии коррупции, и это уже совсем другие составы. Связано это с тем, что государство активно борется (или хотя бы пытается бороться) с коррупцией).

Для этого в России существует Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Описать его можно как меры, направленные на профилактику коррупции.

Это, например, разного рода ограничения и дополнительные требования для чиновников, правила предотвращения конфликта интересов, правила декларирования доходов госслужащими и многое другое.

За нарушение этого, а также других законов, касающихся противодействия коррупции, в 2021 году было вынесено штрафов почти на миллиард рублей. То есть, на каждого осужденного за взятку или другой «коррупционный» состав преступления приходится примерно 30 лиц, которые были наказаны согласно КоАП за нарушение законодательства о противодействии коррупции.

Кстати, вопрос «почему те, кого подозревают в нарушении антикоррупционного законодательства, в итоге остаются на свободе?» возникает достаточно часто, так как граждане просто не видят разницы между уголовной ответственностью за коррупцию и административной ответственностью за нарушение правил борьбы с нею.

Самые распространенные коррупционные преступления

В СМИ попадают обычно самые резонансные дела, вроде дела «Оборонсервиса» (хищения в Минобороны, из-за которых лишился должности министр Анатолий Сердюков), дела губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, которого приговорили к 13 годам лишения свободы за взятку в 5,6 миллионов долларов, дела губернатора Коми Вячеслава Гайзера (ущерб 1,1 миллиарда рублей, получил 11 лет тюрьмы), дела губернатора Кировской области Никиты Белых (взятка в 400 тысяч евро, получил 8 лет), дела министра экономики Алексея Улюкаева (вымогал 2 миллиона долларов, получил 8 лет), и т.д.

Однако статистика судебных дел говорит, что такие резонансные дела с крупными суммами – скорее редкость.

По статистике за 2021 год, около половины всех, кто был осужден за коррупционные преступления (2500 из 5400 человек), были обвинены по статье 291.

2 УК РФ – «Мелкое взяточничество» (ввели в 2021 году), это наказание за суммы взятки до 10 тысяч рублей. Максимальное наказание по этой статье – штраф в 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 1 года.

Но есть еще одна интересная тенденция – состав осужденных. Больше трети обвинительных приговоров были вынесены «трудоспособным лицам без определенного рода занятий».

Говоря проще, каждый третий осужденный – это безработный, который пытался дать взятку должностному лицу (потому что должностное лицо имеет определенный род занятий).

По факту это «неофициальные» таксисты (которые не оформляют ИП и не работают на службу такси), которые дают взятки инспекторам ГИБДД, потребители наркотических средств (которых часто стимулируют предложить взятку, и задерживают по 2 обвинениям сразу), а также «маргинализированные» слои общества, которые при контакте с правоохранителями пытаются откупиться от них деньгами.

Соответственно, каждый третий, кого осудили за взятки в России, вероятно, относится к кому-то из этих категорий, а половина всех осужденных попались на небольших суммах. При этом правоохранителей среди осужденных лишь около 10%. Эти данные достаточно объективно оценивают то, как работает российское правосудие по коррупционным делам.

В судебной практике юристов таких дел достаточно много. Как рассказывает юрист Борис Носов, тривиальное дело – полицейский просит определенную сумму, чтобы «замять» обвинения (в данном случае в распространении наркотиков):

Учитывая, что каждый 10-й осужденный по «коррупционным» статьям – сотрудник правоохранительных органов, это самая опасная работа для людей, склонных к нетрудовым доходам.

Но бытовая коррупция бывает практически везде. И если страховая медицина постепенно устраняет коррупцию в здравоохранении, то, например, в образовании она все еще остается. В дошкольном образовании возможностей уже почти нет (очереди в детские сады – электронные), да и в школах за оценки платить не принято, однако из высшего образования искоренить коррупцию оказалось практически невозможно.

Как рассказывает юрист Родион Железнов (который еще и преподаватель), типичное дело выглядит так:

В данном случае взяточником был не преподаватель, а некое должностное лицо, которое отвечает за заполнение ведомостей и перевод студентов с курса на курс (под описание подходит должность декана факультета).

История эта, увы, весьма распространенная – в некоторых вузах студенты между собой говорят, что существуют общеизвестные «прайсы» за «закрытие» сессии нормальными оценками и перевод на следующий семестр.

Учитывая, что обычно суммы по таким взяткам не особо большие (особенно если деньги берет преподаватель), и обвиняемым обычно дают хорошие характеристики, практически всегда они отделываются штрафами и запретом занимать определенные должности некоторый период времени.

В целом же информация о таких делах редко попадает в СМИ – их много, они не особо отличаются одно от другого и не очень интересны публике. Тем более, что есть куда более интересные прецеденты.

Самые необычные дела о коррупции

Что касается самых необычных дел, почти всегда интерес представляет предмет, которым дается взятка. Уголовный кодекс определяет, что этим предметом может быть все, что имеет определенную ценность.

Например, лет 10 назад некоторые чиновники были не против получить взятку ваучерами оплаты сотовой связи (почти деньги, даже номинал есть).

Сейчас, конечно, чаще требуют деньги, но нестандартные ситуации бывают.

Быт – дело сложное, и иногда какие-то бытовые вещи становятся предметом взятки, например:

  • в Калмыкии призывник пытался подкупить военного комиссара бараньей тушей;
  • в Свердловской области сотрудник ГИБДД вместо составления протокола потребовал от водителя (работника строительной фирмы) заменить в его доме батарею;
  • в Ростовской области чиновник местной администрации выдавал фиктивные справки взамен на картриджи для принтера (вероятно, чтобы печатать эти же справки);
  • в Тюменской области преподаватель требовал деньги от студентов, но не просто так: он предлагал купить у него всякие ненужные вещи вроде печатной машинки или кассетного магнитофона;
  • чиновница УФМС в Забайкальском крае согласилась не привлекать предпринимателя к ответственности за найм иностранца в обмен на 100 железнодорожных шпал.

Один украинский депутат недавно предложил жительнице страны продать собаку, чтобы оплатить коммунальные услуги. В России же животные часто становятся предметом взятки.

Есть случаи попытки дать взятку щенками, баранами, гусями и даже хомяками. Как правило, животные «котируются» в сельской местности.

Взятки дают даже едой. И если шоколадка или коньяк выглядят более-менее понятно, то как можно было предложить год бесплатных обедов в столовой для инспектора ГИБДД – уже не так очевидно. Правда, говорят, что в сельской местности бывают попытки дать взятку домашней консервацией.

А вообще «отблагодарить» нужного человека пытаются практически чем угодно – фейерверками, тюками с сеном, пакетом с крысиным ядом, книгами на эсперанто, сушеными апельсиновыми корками и многим другим.

Юрист Борис Носов рассказывает еще о двух необычных случаях из судебной практики:

И ведь главное – это все выявленные факты взяточничества (пусть и такого курьезного). Сколько подобных фактов бытовой и не только коррупции остается в тайне – не знает никто, как и то, что могут давать в качестве взяток.

Что нужно сделать, чтобы коррупции не было

Наука считает, что полностью избавиться от коррупции невозможно – когда у одного человека есть полномочия, а у другого деньги и потребность обойти закон, вряд ли что-то может помешать этим двоим. Даже самые нетерпимые к коррупции страны (вроде Китая с его смертными казнями для взяточников) все равно еще очень далеки от решения данной проблемы.

Поэтому борьба с коррупцией обычно ведется на двух уровнях:

  • выявление фактов взяточничества, подкупа и нарушений антикоррупционного законодательства. Суть в том, что это касается случаев коррупции, которые уже произошли;
  • создание условий для профилактики коррупции.

С первым пунктом все понятно, более 10 тысяч осужденных и 30 тысяч уголовных дел в год говорят сами за себя – факты коррупционных преступлений вскрываются часто, во многих случаях дело доводят до реальных тюремных сроков.

Что же касается профилактики, то таких инструментов существует масса, например:

  • повсеместное внедрение электронных сервисов и госуслуг. Чем меньше граждане контактируют с чиновниками, тем меньше шансов для коррупции. В России здесь есть неплохой прогресс – на «Госуслугах» зарегистрировались более 100 миллионов россиян;
  • внедрение максимально прозрачных государственных закупок. Здесь есть и успехи (большинство торгов открыты и доступны всем), и недостатки (есть определенных процент закрытых закупок, которые не раскрываются);
  • камеры на дорогах вместо инспекторов ГИБДД. В России камер огромное количество, но это иногда приводит к обратному эффекту: водители по факту воспринимают штрафы как плату за легальное нарушение ПДД;
  • всеобщее декларирование не только доходов, но и расходов для чиновников. В России пока существует только первая часть;
  • пропаганда тотального отказа от взяток. В России это тоже есть, но россиян «исправить» не так уж просто.

По сути, если даже государство не может побороть коррупцию полностью, ее нужно снизить до такого уровня, чтобы среднестатистический гражданин ее попросту не замечал.

Однако еще остается топ-коррупция (которую гражданин как раз может и не замечать), которая во многом является причиной низких позиций России в международном «Индексе восприятия коррупции» от Transparency International. И побороть коррупцию на высшем уровне будет чуть сложнее, чем зарегистрировать 100 миллионов человек на «Госуслугах»…

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/dela-o-korruptsii-v-rossijskoj-sudebnoj-praktike-samye-rasprostranennye-i-samye-neobychnye

Что такое взятка, кому ее дают и особенности рассмотрения дел по ст.290 и ст.291 УК РФ

Дела о взяточничестве практика

Среди новостей все чаще появляются заметки о задержании высокопоставленных чиновников и возбуждении против них уголовных дел по получению взяток.

Несмотря на масштабную борьбу с коррупцией, ведущуюся на всех властных уровнях, число подобных преступлений не уменьшается.

Поэтому необходимо четко понимать, что такое взятка и какую уголовную ответственность несет лицо, ее дающее и лицо берущее.

Немного из истории

Взяточничество, как вид преступных деяний было приравнено к убийству и воровству только в XIX веке, когда было выделено два его вида.

Первым из них было получение взятки, за действия, не выходящие за рамки правового поля и его называли «мздоимство». Вторым – «лихоимство», то есть получение взятки за действия, выходящие за рамки закона и каралось оно намного строже.

Ранее взятка не считалась преступлением и даже поощрялась, за исключением дачи ее судьям, которую называли «посулом».

Сегодня взятку относят к категории опасных видов преступных деяний, так как такие действия разлагают общественные отношения и подрывают веру граждан в институты власти.

В действующем на сегодня законодательстве взяточничество как противоправное действие карается по ст. 290 УК РФ, в которой указывается, что получение имущественной выгоды чиновником за бездействие или противозаконные действия являются преступлением. Такая выгода может выражаться в получении:

  • денежной суммы в отечественной или зарубежной валюте;
  • акций, облигаций и иных ценных бумаг;
  • ценного имущества, например, драгоценностей, автомобиля и т.п.;
  • услуги в виде оплаты ремонта дома, квартиры или турпутевки.

Как показывает судебная практика, наиболее часто предметом взяточничества становятся передача денег. Тем не менее, нередко в судебных постановлениях встречаются взятки в виде передачи чиновнику автомобиля в пользование, предоставление офиса или строения в аренду без ее оплаты.

Встречаются случаи, когда взяточнику прощаются долги, что также попадает под признаки взяточничества в виде оказания услуги имущественного характера, то есть взяткой может стать не только имущество как таковое, но и передача прав на него, например, авторских или кредиторских прав и т.

п.

Каким бывает взяточничество

В соответствии со смыслом ст.290 УК РФ противоправным деяниями считаются бездействие или действие чиновника, направленное на получение имущественной выгоды одного из видов, перечисленных выше. Уголовное наказание выносится.

  1. За бездействие или действие, совершенное чиновником, которое он должен совершать в силу своих должностных обязанностей, то есть он их может и обязан выполнять, но не выполняет ради получения имущественной выгоды.
  2. За помощь или способствование иным чиновникам бездействовать или выполнять действия в пользу лица, давшего взятку, УК РФ ст. 291. В данном случае подразумевается авторитет, которым обладает начальник перед своими подчиненными и, получив взятку в денежном или ином выражении, заставляет своих подчиненных выполнять просьбу лица, ее давшего, или дает прямое указание выполнить желаемое гражданином действие или бездействие.
  3. За оказание покровительства или попустительстве по выполнению должностных инструкций, другими словами оказание поддержки действием или бездействием. В данном случае форма выражения этой поддержки специально не оговаривается, включая и сроки ее оказания. Она может быть оказана значительно позже, например, в виде дачи рекомендации о назначении на должность лица, от которого была получена взятка: при появлении соответствующей вакансии; выписка премиального вознаграждения; отправка в загранкомандировку и т.п.
  4. За попустительство при ненадлежащем выполнении должностных инструкций, которое может выражаться в не назначении каких-либо наказаний или дисциплинарных взысканий для подчиненного, ранее вручившего взятку своему начальнику. В этом варианте сроки и какие именно действия будут совершаться заранее не оговариваются, так как подчиненный надеется на снисходительно отношение к нему начальника.
  5. За бездействие или действия, выходящие за рамки правового поля, когда они:
  • не предусматриваются должностными обязанностями, действующим правовым полем и не являются обязанностью руководителя, например, прием на работу сотрудника, не имеющим полномочия в сфере трудоустройства (заместитель руководителя предприятия, начальник отдела и т.д.);
  • предусматриваются должностными обязанностями, и действующим правовым полем, но при определенных обстоятельствах, которые на дату вручения взятки (291 УК РФ) отсутствовали, например, внеплановая налоговая проверка конкурирующей фирмы, при отсутствии соответствующих факторов, обосновывающими ее;
  • являются полномочиями иного должностного лица, например, когда сотрудник охраны пропускает гражданина к обвиняемому, находящемуся в СИЗО в случаях, когда на это имеет право исключительно начальник отдела охраны;
  • являются полномочиями собраний, комиссии или другой коллективной коллегии, например, когда освобождение от воинской службы может быть выдано исключительно призывное комиссией, а решение принимается только врачом-специалистом;
  • полномочия не могут делегироваться никому ни при каких обстоятельствах, например, подлог по службе или фабрикование ложной доказательной базы.

Сроки выполнения обязательств, взятые на себя лицом при получении взятки для квалификации преступного деяния, не имеют никакого значения, то есть сначала могут быть выполнены обязательства по ее получению, а может быть и наоборот.

Имущественные ценности, как взятка, могут сразу же передаваться в полном объеме или вручаться дробными частями.

Граждане, передающие или получающие ее, могут пользоваться терминами применимые к обычной торговой сделке, например, получение суммы в полном объеме или авансовый платеж.

Кто берет взятки

Ст.290 УК РФ устанавливаются признаки граждан, которые потенциально могут стать взяточниками и быть привлечены к уголовной ответственности.

Как правило, ими становятся лица, занимающие руководящие должности в госорганах власти и частных структурах. Опытный адвокат по взяткам сможет разобраться с подобными ситуациями и найти правильную линию защиты.

Как показывает судебная практика, наиболее часто дела о взяточничестве касаются следующих граждан:

  • Сотрудники органов внутренних дел за отказ от начала и за начало делопроизводства; приостановление или прекращение уголовных дел с нарушением действующего законодательства; приостановление, прекращение или возбуждение административного делопроизводства с нарушением действующего законодательства; фабрикацию доказательной базы или уничтожение ее; подделку документов дела и т.п.
  • Сотрудники службы приставов за отказ от возбуждения или прекращения исполнительного делопроизводства с нарушением действующего законодательства; сознательное уменьшение цены имущественных активов; за исключение из описи имущественных активов с нарушением действующих правовых норм; укрывательство доходов, получаемых должником или неприятие мер по их обнаружению.
  • Госслужащие муниципальных и госорганов, занимающие ответственные должности и получающие взятки за выдачу разрешений на размещение или строительство торговых точек, получение участков земли с нарушением правовых норм.
  • Преподавательский состав высших и средних учебных заведений за выставление хороших оценок студентам и ученикам, не имеющих соответствующие знания.
  • Администрация, врачи, медсестры государственных поликлиник и больниц, а также частных клиник за незаконную выдачу справок и оформление заведомо ложных меддокументов.
  • Сотрудники инспекций Трудовой, Пожарной, Жилищной, Коммунального и Потребительского надзора за сокрытые нарушений, не проведение запланированных проверок.
  • Штатные сотрудники уголовно-исполнительной системы наказаний за досрочное освобождение, произведенное с нарушением УК России; незаконное снимание срока ограничения воли и смягчение срока наказаний; пронос запрещенных алкогольных напитков, телефонов и иных предметов.

Также гражданами, дающими и получающими взятки, могут быть признаны:

  • Лица, имеющие иностранное гражданство и занимающие руководящие посты, работающие в судебном, законодательном или исполнительном госучреждении и осуществляющие свою деятельность в интересах страны, гражданином которой являются.
  • Лица, занимающие руководящие посты в организациях международной юрисдикции.

Несмотря на то, что в отечественной судебной практике отсутствуют дела о взятках, касающихся иностранных граждан по ст.291 УК РФ, помощь адвоката будет своевременной для предотвращения подобных негативных ситуаций.

Особенности квалификации взяточничества

Судебное производство, связанное с делами о взяточничестве, трудны в рассмотрении и имеют большое количество тонкостей, требующих индивидуальных решений в каждой отдельно взятой ситуации.

Отечественные Суды Высшей инстанции в отношении таких дел регулярно выпускают постановления и разъяснения по делам о взятках ст. 290 и ст.

291 УК РФ, помощь адвоката в таком судопроизводстве поможет избежать множества проблем и решить ситуацию в положительную для клиента сторону.

К таким тонкостям, рассмотренным в судебных разбирательствах, относятся:

  • При даче и получении взятки отсутствует пострадавшая сторона, так как имущественные ценности, дает лицо, которому не нанесен ущерб. Эти ценности являются доказательной базой и должны быть изъяты в государственную пользу. Для дачи взятки имущественные ценности взяткодателю могут быть выделены органами правопорядка (если дача взятки контролируется сотрудниками этих органов). Если этого не происходит, лицо дающее взятку, считается ее владельцем и отвечает за свой поступок перед законом.
  • Противоправное деяние попадает в категорию законченных с момента дачи имущественных ценностей взяткополучателю, независимо от выполнения им взятых на себя обязательств или намерения вообще не исполнять их.
  • Если взяткополучатель взял имущественные ценности, не имея при этом намерения выполнить взятые на себя обязательства, такие противоправные действия могут считаться мошенничеством, так как возникают признаки обмана с целью похищения имущественных ценностей.
  • При оказании услуг (например, консультационных) лицом, занимающим должность и связанных с его профессиональной деятельностью, а также оказанных в свободное от работы время признаки получения взятки согласно ст. 290 УК РФ отсутствуют.
  • В случаях, когда лицо занимающее должность, задержано во время передачи взятии и не успело воспользоваться ею, это считается оконченным противоправным деянием.
  • Если взятку не удалось передать, то и взяткодатель, и взяткополучатель считаются участниками противоправных деяний и должны понести уголовную ответственность за попытку его совершить.
  • В случаях, когда взятку получает несколько ответственных сотрудников властных органов, все они привлекаются к уголовной ответственности по соответствующей статье, независимо от размера стоимости имущественных ценностей, которую каждый из них должен был получить.
  • Когда руководитель, занимающий ответственную должность, получает взятку за совершение противоправных деяний, он должен привлекаться по нескольким соответствующим статьям УК России.

Вымогательство взятки

Подобное противоправное деяние квалифицируется по п.6, ч.5, ст.290 УК и относится к категории особо опасных, так как формирует у граждан страны уверенность в неуязвимости высокопоставленного взяточника. В состав деяния входят:

  • требование высокопоставленного взяточника вручения ему имущественных ценностей за взятые на себя обязательства по бездействию или действию, провоцируя тем самым гражданина к нарушению ст. 291 УК РФ;
  • угроза нанести ущерб потенциальному взяткодателю, если имущественные ценности не будут ему вручены.

В таких случаях очень часто искусственно создаются соответствующие обстоятельства, провоцирующие гражданина дать взятку. Человек, не знающий особенности должностных обязанностей взятковымогателя, вынужденно идет на нарушение ст. 291 УК РФ, помощь адвоката в подобных ситуациях поможет избежать негативных последствий ситуации, намеренно созданных ответственным чиновником.

В следующей статье будут рассмотрены такие понятия как «сумма взятки» и «мелкое взяточничество», а главное — какие бывают штрафы в случае дачи взяток, кто такие посредники и какая ответственность бывает у них.

Правовые последствия обвинения во взятке
Подарок или взятка: когда наступает уголовная ответственность?

Источник: https://sstumanov.ru/chto-takoe-vzyatka-komu-ee-dayut-i-osobennosti-rassmotreniya-del-o-vzyatochnichestve/

Провокация взятки: судебная практика

Дела о взяточничестве практика

Провокация – достаточно распространенный способ проведения оперативных мероприятий по поимке преступников среди работников спецслужб, правоохранительных органов.

Судебная практика по делам о взяточничестве, касающимся применения провокации, не отличается заметным объемом, в отличие, например, от судебной практики по каско, а прекращение таких дел ввиду того, что в ходе судебного процесса было установлено провокационное действие со сторон сотрудников правоохранительных органов, наблюдается достаточно редко. Объясняется это тем, что само явление провокации подлежало длительному замалчиванию, в том числе и со стороны судебных инстанций.

Первые разъяснения по этому вопросу были получены принятием на Пленуме ВС в 2006 году Постановления «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», где были даны разъяснения самого понятия провокации, подстрекательств. Именно в делах о сбыте наркотических средств наиболее часто встречались признаки провокационных действий. Но решение этого пленума не заставило суды применять его на практике чаще, чем это было ранее.

Как правило, даже обнаруживая признаки провокации, суды закрывали глаза на открывшиеся обстоятельства во время судебных разбирательств, а также при рассмотрении жалоб на вынесенные приговоры.

Провокация, как способ выявления взяточников

Ни для кого не является секретом, что такой метод выявления взяткополучателей, как провокация, пользуется немалой популярностью у сотрудников органов охраны правопорядка.

Вместе с тем и в практической деятельности блюстителей правопорядка, и во многих юридических справочниках вопрос о справедливости и законности этого способа борьбы с коррупцией уже долгие годы остается спорным и вызывает массу дискуссий.

Такой вид преступления, как вымогательство, сегодня является одним из наиболее распространенных среди всех нарушений, имеющих коррупционную составляющую.

Можно смело сказать, что нет практически ни одной сферы государственной власти, которая не была бы поражена этим недуги и функционировало нормально, не разрушая сознания общественности о своих способах работы и не порождая желания дачи взятки.

Учитывая то, что обе стороны этого вида преступления не заинтересованы в его раскрытии, раскрываемость по подобным делам имеет одни из самых невысоких показателей.

Поэтому сотрудники правоохранительных органов прибегают и используют провокацию с целью выявления нечистоплотных чиновников, врачей, педагогов, прочих лиц, подпадающих под ответственность за вымогательство взятки или коммерческого подкупа.

Естественно, что подобные действия не могут не приводить к произволу среди сотрудников органов, служителей закона, к превышению служебных полномочий, значительному ущемлению интересов и прав, заложенных в Конституции РФ, тех должностных лиц, по отношению к которым данный метод борьбы с получением и вымогательством взятки и используется.

В обзоре судебной практике по делам о взяточничестве нередки случаи, когда обвиняемые в вымогательстве или получении взятки лица были полностью оправданы в связи с тем, что в действиях заявителей был установлен факт провокации, а доказательная база содержала неубедительные для суда подтверждения виновности подсудимых.

Так, одним из районных судов Липецка был вынесен оправдательный приговор по делу, где врачу противотуберкулезного диспансера было выдвинуто обвинение в совершении преступления, направленного против госслужбы.

А именно — выдаче за определенную плату без проведения надлежащего осмотра справок о состоянии здоровья иностранным гражданам, без которых они не могут официально устроиться на работу, а в случае обнаружения болезни (туберкулеза) подлежат депортации из страны.

В обвинении было указано, что врач согласился выдать пять справок об отсутствии туберкулеза для предоставления их в миграционную службу сотруднику липецкой милиции, который обратился к нему с подобной просьбой, представившись бизнесменом.

За свои услуги представитель медицинского учреждения получил вознаграждение в сумме пятнадцати тысяч рублей.

Во время разбирательства суд пришел к выводу, что дело не столь однозначно, как его представляют правоохранительные органы, доказательная база не содержит документов, бесспорно подтверждающих факт вымогательства, получения вознаграждения, а также выявил признаки провокации получения вознаграждения должностным лицом.

Подобные выводы были сделаны на основании того, что судом было установлено: мнимый бизнесмен на протяжении всего рабочего дня преследовал медработника с просьбами о выдаче ему липовых справок и не раз получал отказ, но врач в конце концов не устоял перед настойчивыми уговорами и согласился на предложение. «Бизнесмен» фактически принудил его взять деньги. Суд расценил совершенные  сотрудником правоохранительных органов действия, как провокация взятки, определив, что они вышли за границы оперативных мероприятий.

Подобных случаев судебная российская практика по делам о взятках насчитывает с каждым годом все больше.

Учитывая то, что антикоррупционное законодательство постоянно ужесточается, а борьба с коррупцией все больше популяризуется, тема провокации получения взятки становится все популярней и вызывает массу споров.

Следует ли «ловить на приманку» только тех, кто был замечен, уличен в нечистоплотности в этом вопросе или в надежде на то, что кто-то да клюнет, следует провоцировать всех должностных лиц.

Преступление провокация в истории РФ

Законодательство в этом вопросе постоянно меняется, то одобряя подобные методы, то запрещая их.

Еще в начале прошлого века один известный правовед отметил, что чем менее развита розыскная система, чем она слабее, тем чаще ее сотрудники прибегают к методам провокации, в том числе и в случаях дачи взяток.

Стоит отметить, что современные оперативники не изобрели ничего нового в методе провокации, этот способ ловли взяточников был известен и пользовался большой популярностью еще у полицейских в царской России.

https://www.youtube.com/watch?v=ULj7X6uxEXI

Запрет на использование подобного способа впервые был заложен в Уголовном кодексе, принятом в 1922 году уже в советском праве.

Несмотря на то что периоду нэпа был характерен высокий уровень взяточничества, где фигурировали достаточно высокие суммы, статья, предусматривающая ответственность за провокацию дачи взятки, была все-таки заложена.

В новой редакции УК РФ, принятом в 1960 году этой нормы уже не было, а в действующий в настоящее время кодекс от 1996 года ответственность за провокацию получения взятки была заложена в разделе: Преступления, направленные против правосудия.

Особенности судебной практики

Обзор немногочисленной судебной практики по делам о взятках в части провокации дачи взяток за несколько лет носит достаточно неоднозначный характер. Легко прослеживается тенденция, когда в совершенно похожих делах различными судами были вынесены противоположные решения.

И только после того, как пленумом ВС было принято специальное постановление «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», где главный судебный орган четко классифицировал и объяснил, что следует относить к провокации получения взятки, а что к оперативным мероприятиям по проверке заявлений о преступном вымогательстве дачи взятки.

Большинство юристов сошлись во мнении, что выданное пленумом разъяснение имеет большую важность и облегчает работу судей при вынесении вердиктов.

Достаточно часто оперативники, спецслужбы, применяя метод провокации, ссылаются на нормы закона об оперативно-розыскной деятельности, в котором, как они считают, подобный прием считается законным, подводя этот способ выявления взяточников под проведение оперативного эксперимента.

Хотя, в действительности, упомянутый ФЗ вполне четко исключает провокацию, как способ достижения необходимых результатов по выявлению фактов вымогательства взяток. Так, в ст.

7 этого же закона упоминается, что оперативный эксперимент может проводиться при наличии информации о подготовке к совершению преступления или о факте его совершения, а также об особах, ведущих подготовку и совершающих противоправные действия, предоставляющих право возбудить уголовное дело. Другими словами, любой оперативный эксперимент приобретает законную силу, если лицо идет на преступление, в нашем случае, вымогает дачу взятки исключительно по своей инициативе без какого-либо принуждения.

Не является тайной факт того, что сотрудники правоохранительных органов достаточно своеобразно относятся к правам человека, заложенным в Конституции.

Также к секретной не относится информация о том, что большинство людей никогда не решатся на преступление только по собственной инициативе. Вымогательство взятки не является исключением, если их к этому не принуждать, не соблазнять и не провоцировать.

К тому же достижения в мире техники позволяют выявлять вымогателей взяток без каких-либо провокаций.

Рекомендации Верховного Суда

Изучив статистику вынесения приговоров на пленуме, Верховный Суд подготовил детальный обзор рассмотренных дел и издал рекомендации о судебной практике по делам о взяточничестве (вымогательстве, получении) по применению норм, содержащихся в статье 290 УК РФ. Несмотря на широкое распространение этого явления, суды первой инстанции до сих пор испытывают затруднения при классификации преступлений такого рода. В разъяснениях пленума указаны основные действия, которые могут совершаться должностными лицами за взятку:

  • Осуществление покровительства, попустительства или продвижения по службе, сюда же часто относят преступления, подпадающие под статью 201 УК РФ;
  • Бездействие при выполнении своих прямых должностных обязанностей, например, выдача пожарным инспектором разрешения на работу ресторана, хотя помещение, где он размещен, не соответствует противопожарным нормам.
  • Совершение любых действий, нарушающих закон, в пользу лица, дающего взятку.
  • Принуждение одного лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, другим должностным лицом совершать или, напротив, не совершать действий согласно должностным обязанностям (выделение мат.помощи, места в детском саду или выселение из общежития с целью освободить место другому лицу, многое другое).

Пленум ВС в своих рекомендациях, касающихся судебной практики по делам о взятках, указал на обстоятельства, которые исключают факт взяточничества:

— Если должностное лицо или любая другая особа, уполномоченная на выполнение государственных функций, совершает какие-то действия, не входящие в круг его прямых обязанностей, за денежное вознаграждение только за счет собственного авторитета. Эти действия разве что можно квалифицировать как подстрекательство.

— Также в решении пленума указано, что под взяточничество не подпадает получение денежных средств за выполнение своих непосредственных обязанностей, которые при этом не касаются полномочий, которыми обладают лица, представляющие власть, или работники администраций.

Совет: под взятку не может быть отнесено получение ректором университета — профессором денег за дополнительные занятия со студентами по своей дисциплине.

Особенности наступления ответственности за взяточничество

Пленум ВС РФ в своем обзоре судебной практики выделил особенности наступления ответственности за дачу/получение взятки. Прежде всего, состав преступления наступает независимо от того, когда была произведена дача взятки: до или после оказанных услуг, произведенных действий.

Предметом вознаграждения могут выступать не только денежные средства, но и какие-либо услуги, права. Например, открытие кредитной линии на льготных условиях. Факт наступления взяточничества считается наступившим, если была получена даже часть вознаграждения.

При предоставлении услуг в качестве взятки преступление наступает уже после совершения первых шагов по оказанию данных услуг.

Провокация взятки

Согласно разъяснениям пленума провокацией взятки следует считать действия оперативников, которые совершались с целью добывания искусственно созданных доказательств для получения оснований на привлечение лица к уголовной ответственности или его дальнейшего шантажа, вымогательства.

Кроме того, эти действия должны проводиться вопреки желанию должностного лица получать взятку или при его неведении. Провокацию дачи взятки принято считать оконченной с того момента, как услуги или имущество были переданы особе против его желания или неосведомленности. Если принятие взятки произошло осознанно, то провокация, как преступление, считается не образованной.

Взяткополучатель подлежит полному освобождению от ответственности, если факт провокации был доказан.

Источник: https://SudebnayaPraktika.ru/ugolovnye-dela/provokaciya-vzyatki.html

Ваш закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: