Дидактические игры по познавательно речевому развитию во 2 младшей группе

Содержание
  1. Картотека игр по речевому развитию у 2 младшей группы ДОУ
  2. Дидактические игры по развитию речи в младшей группе
  3. Картотека для развития речи в младшей группе
  4. Дидактические игры по развитию речи в младшей и средней группе
  5. Цель дидактических игр по развитию речи
  6. Младшая группа
  7. Итоги
  8. Дидактические игры по познавательно речевому развитию во 2 младшей группе
  9. Картотека дидактических игр по развитию речи 2 младшая группа
  10. Дидактические игры по познавательному развитию для детей второй младшей группы с описанием в соответствии с ФГОС до
  11. Познавательно-речевые игры для детей второй младшей группы
  12. Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе
  13. Дошкольник.РФ
  14. Картотека игр для речевого развития (вторая младшая группа)
  15. Картотека дидактических игр во второй младшей группе
  16. Дидактические игры в младшей группе для комплексного развития
  17. Авторов-создателей читайте внимательно!
  18. Знакомимся с определением
  19. Такие разные, квадратные и красные, подвижные, веселые, давнишние и новые…

Картотека игр по речевому развитию у 2 младшей группы ДОУ

Дидактические игры по познавательно речевому развитию во 2 младшей группе

Устная речь — основной инструмент в жизни современного человека. Для развития грамотной речи у детей важно развивать навыки правильного произношения.

Дидактические игры по развитию речи в младшей группе

Использование игровых методов в детском саду — эффективное средство для формирования речи у малышей. Важная роль в этом процессе отведена дидактическим играм. Основной их задачей и целью является тренировка слухового внимания, речевого аппарата, памяти, обогащение словарного запаса и обучение правильному произношению.

Развивающие игры в детсаду

Дидактические игры, которые используют в своей практике детские сады для второй младшей возрастной группы, условно делят на следующие виды:

  • игры с вещами (игрушками, музыкальными инструментами);
  • настольные игры, где используются заранее подготовленные карточки с картинками;
  • улучшающие произношение слов и звуков.

Обратите внимание! В настоящее время действуют методические рекомендации ФГОС, определяющие базовые программы, требования и подходы к составлению планов дидактических игр для разных возрастных групп ДОУ.

Дидактические игры по развитию речи во 2 младшей группе в первую очередь направлены на формирование у малышей правильного произношения слов и звуков.

Игра «Солнышко или дождь»

Во время занятий нужно соблюдать определённые правила:

  • дидактический материал должен быть подготовлен заранее;
  • наглядность дидактического материала должна быть доступна для понимания;
  • желательно проведение игр в полной группе, чтобы все равномерно усвоили материал;
  • занятия проводят по заранее составленному плану;
  • для подвижных игр нужно организовать безопасную зону во избежание травм;
  • перед началом стоит рассказать про правила игры, заинтересовать и привлечь внимание.

Обратите внимание! Для дидактических игр используют специальную картотеку. С ее помощью воспитатель систематизирует игровой материал, формулирует цель и задания, которые нужно выполнить в процессе игры.

Картотека для развития речи в младшей группе

Дидактические игры по развитию речи во 2 младшей группе делят на несколько видов по функциональному критерию.

Игры, основной целью которых является развитие навыков соотношения действий со звуком и переключение внимания на слух:

  • «Угадай, что сделать». Все рассаживаются полукругом, ребятам раздают по два флажка. Воспитатель громко или тихо играет на бубне, если звук тихий, малыши поднимают вверх флажки и машут ими, если громкий — просто сидят;
  • «Солнышко или дождь». Воспитатель то звенит бубном, то стучит в него. Когда он звенит, значит «солнце светит», и малыши гуляют, громко стучит, когда перестает, значит «идет дождь», и все прячутся в дом.

Сценка «Угадай музыкальный инструмент»

Игры, направленные на формирование музыкального слуха, развитие пространственного слухового восприятия:

  • «Угадай музыкальный инструмент». Сначала воспитатель показывает ребятам музыкальные инструменты, они пробуют сыграют на каждом. Это нужно, чтобы малыши запомнили их звучание. После воспитатель уходит за штору, где играет поочередно на каждом, а детки по звуку отгадывают, что звучит;
  • «Где звонят». Все садятся кругом. Выбирается водящий, который выходит в центр и закрывает глаза. Кому-нибудь выдается колокольчик, малыш в него звенит, а водящий должен правильно угадать направление звука и показать туда рукой. Если он указал верно, колокольчик переходит к нему, и водящим становится тот, кто звонил, если ошибся, то игра продолжается. Дается две попытки, после второй ошибки выбирают нового водящего.

Игра «Бабочка взлети!»

Игры, основной задачей которых является формирование у малышей навыков правильного произношения звуков и слов, тренировка силы голоса, восприятие речи на слух:

  • «Бабочка взлети!». Нужно заранее сделать цветных бумажных бабочек. Их вешают на нитку на равном расстоянии, которую растягивают между опор на уровне лиц малышей. Воспитанники подходят по одному к бабочкам и дуют на них со всей силы. У кого выше взлетает, тот и выиграл. Воспитатель должен следить, чтобы игрок не дул дольше 10 сек. с паузами, иначе у него может возникнуть головокружение.
  • «Кораблики плывите». Для игры нужны таз с водой и бумажные кораблики. Таз размещается на столе в центре, все садятся вокруг и по очереди дуют на кораблики, произнося звуки «Ф» или «П».
  • «Тихо-громко». Подбираются парные игрушки, например, большой и маленький телефон. Воспитатель показывает их и объясняет: большой звонит громко «Динь» — детки громко повторяют звук, а маленький тихо «Динь» — дети снова тихо повторяют звук. Дальше воспитатель показывает игрушки по очереди, и все издают характерный для них звук.
  • «Часики». Воспитатель имитирует звуки хода и боя часов: «тик-так», «бим-бом» и т. п. Дети повторяют за ним.
  • «Лягушачьи песни». Ребята делятся на две группы лягушек (большие и маленькие) и имитируют движения земноводного, прыгая и квакая на разные лады. Сначала большие издают звуки, потом маленькие, и так до тех пор, пока воспитатель их не остановит.

  Этапы обучения правильному звукопроизношению дошкольников

Игры, основной функцией которых является развитие речевого и артикуляционного аппарата:

  • «Покорми птенцов». Воспитатель — «мама-птица», которому нужно покормить своих птенцов — воспитанников детсада. Он, изображая птицу, ходит вокруг сидящих деток, которые поднимают головы и открывают шире рты для «еды».
  • «Прием у доктора». Воспитатель с куклой — это доктор и ассистент, проводящий осмотр зубов. Дети — пациенты. Имитируя осмотр, воспитатель по очереди подходит к малышам, а им нужно широко открывать рот в этот момент.

«Прием у доктора»

Игры, направленные на развитие правильной речевой интонации, тренировку внимания и точного произношения слов и звуков:

  • «Узнай, чей голос». Детям показывают игрушки животных, спрашивают их названия, и какие звуки они издают. Далее дети делятся на две группы: первые получают по одной игрушке и, прячась за шторой, издают звуки этого животного, другие угадывают, кто есть кто.
  • «Позови маму». Ребятам раздают картинки с детенышами животных, а воспитатель спрашивает, кто изображен. После правильного ответа он просит сымитировать звук, которым детеныш зовет маму.
  • «Отзовитесь детки». Детям показывают картинки животных, спрашивают их названия, какие звуки произносят, и кто их детеныш. Дети отвечают. Затем им раздают картинки, и они изображают этих детенышей. Воспитатель имитирует голос одного из животных. Тот «детеныш», кого позвали, должен «откликнуться» и вернуть картинку.
  • «Купи игрушку». На столе раскладываются игрушки как в магазине. Чтобы их купить, ребенку нужно сымитировать ее звук. Дети должны по очереди подходить к столу, брать игрушку и издавать характерные рык, лай или мяуканье.
  • «Внимательность». Детям раздают красные и синие кружки. Когда воспитатель показывает картинку с изображением животного, дети должны поднять синий кружок и издать звук этого животного, когда показывает игрушку, дети подымают красный кружок и называют ее.
  • «Звоночки». Дети делятся на две группы — большие и маленькие звоночки. Маленькие звенят «динь», большие «дон». Воспитатель попеременно просит «звенеть» то одну, то другую группу.
  • «Топот животных». Детей делят на четыре группы животных: бегемоты (Б), собаки (С), кошки (К) и еноты (Е). Каждая группа по сигналу воспитателя произносит «тип-топ» и топает: сначала Б — громко, затем С — тише, К — еще тише и М — совсем тихо.

Обратите внимание! Таким образом, участвуя в перечисленных играх, малыши формируют правильное произношение, а также обогащают свой словарный запас.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/kartoteka-igr-po-rechevomu-razvitiyu-u-2-mladshej-gruppy-dou

Дидактические игры по развитию речи в младшей и средней группе

Дидактические игры по познавательно речевому развитию во 2 младшей группе

Развитие речи ребенка начинается с раннего возраста. Еще когда малыш находиться под опекой только родителей, он уже постепенно формирует свой речевой аппарат.

Все, что он слышит вокруг себя в последствии влияет на становление его речи, возможность использовать различные словоформы, понимать и обрабатывать большой объем информации.

Все то, что закладывается с детства в ребенка, становится фундаментом на котором будет строиться его личность. Поэтому дидактические игры по развитию речи важны как дома, так и в саду.

Цель дидактических игр по развитию речи

Когда ребенок подрастает и начинает ходить в детский сад, его развитием начинают заниматься еще и воспитатели на постоянных занятиях.

В дошкольном учреждении, помимо обстановки, способствующей развитию речи ребенка (например, зоны Монтессори), так же применяют различные дидактические игры.

 Эти игры подразумевают активное обучение, имеют строгую структуру ведения и нацелены на определенный результат.

Для детей младших и средних групп подбираются дидактические игры, направленные в основном, на расширение словарного запаса, произношение различных звуков и звукосочетаний.

В средней группе могут начать преобладать дидактические игры направленные на развитие связной речи. Возможность пересказа или рассказа, полностью придуманного самостоятельно или с помощью наводящих вопросов взрослого, расширяет кругозор и делает малыша более смышленым.

Основные цели дидактических игр для развития речи это:

  • Расширение словарного запаса. Детей учат не только как называются предметы, животные, растения, но и их характеристики. Например, цвет, материал, форму и применение. О природе обитания, возможностях их увидеть собственными глазами – могут всё рассказать воспитатели во время развитие речи с помощью дидактических игр в средней группекартотеки.
  • Звуковая речь. Приучают детей к правильному произношению звуков и их сочетаний. Малыш сможет слушать как нужно правильно произносить особо сложные слова. Например, некоторые дети говорят не “творожок”, а “травожок”. Во время дидактических занятий по развитию речи во второй младшей группе воспитатели указывают на правильное произношение, и с помощью различных упражнений из игры помогают малышам освоить его правильный вариант.
  • Строй речи. Регулярные занятия по развитию речи в ДОУ с помощью дидактических игры учат детей правильно склонять слова, грамотно связывать их в предложения, правильно использовать склонения и падежи. Так как русский язык считается одним из самых сложных в плане склонений, количества частей речи и их перехода в из формы в форму, то и обучение лучше начать с самого раннего детства и не пренебрегать даже простейшими упражнениями.

ВАЖНО! Если вы чувствуете, что ребенок говорит не правильно, обязательно его поправьте, потому что иначе переучить его будет очень не просто.

Игр много, но по принципу построения самого дидактического материала, направленного на развитие речи младших дошкольников все игры можно подразделить на нескольких видов:

  • Одни, например, подразумевают, что ребенок повторяет слова за воспитателем, например, песню, стихотворение, поговорку или присказку. Заучивая стихотворение наизусть они не только тренируют память, но и получают новые слова в свой лексикон. Любые народные песни имеют ряд забытых старинных слов, которые интересно будет узнать малышам.
  • Другие могут заключаться в том, что дети должны в рифму подобрать слова по смыслу, тем самым договорить предложение все вместе. Такая игра способствует развитию внимания, слуха, речи, реакции и логическому мышлению.
  • Некоторые дидактические игры по развитию речи раннего возраста включают больше самостоятельных действий для ребенка. Например, воспитатель может предложить детям рассортировать предметы по их общим признакам, проговаривая эти самые признаки. В ходе такой игры ребенок научиться не только произношению различных слов, но и хорошо закрепит их значение у себя в голове, а также сможет построить простые рассказы.
  • Дидактические игры по развитию речи могут включать в себя упражнения, направленные на правильную постановку дыхания. Многие звуки и их произношение зависит от того, произноситься то или иное слово на вздохе, или на выдохе. Дыхательная гимнастика, выполненная в игровой форме, способствует еще и физическому развитию ребенка. При этом малыш получает огромное удовольствие от таких занятий.
  • Большая часть дидактических игр, в основном предназначенных для детей 2 младшей и средних групп, направлены на развитие не только речевого аппарата, но и слухового. В таких играх детей учат развивать слух по средствам разделения звуков на речь людей, звуки животных, звуков природы и птиц. Детей учат различать и разделять звуки по их происхождению, и определять источник звука. Такие игры положительно влияют на развитие музыкального слуха, речи и концентрации внимания. Для таких игр можно использовать записи звуков, различные предметы (шуршащая бумага, фольга, монетки, плеск воды), музыкальные инструменты.

Для того, чтобы дидактические игры в младших и средних группах имели успех, необходимо правильно их организовать и провести.

  • Проводить такие игры можно в полной группе, ее части или даже индивидуально.
  • Воспитатель должен заранее подготовить игры и реквизиты для них.
  • Необходимо так же подобрать и обеспечить территорию проведения игры, на которой будет удобно выполнять предусмотренные правилами действия всем детям.
  • Так же нужно задуматься о том, как рассадить детей, чтобы каждому было комфортно и все видно и слышно.
  • Теперь нужно заинтересовать детей и привлечь и внимание к игре, затем объяснить правила и показать реквизит.
  • Игру стоит развивать, чтобы дети не потеряли к ней интерес раньше времени. Для этого можно менять реквизит или масштаб игры, но так, чтобы суть оставалась прежней, и чтобы дети не запутались в ее правилах.
  • Продолжать игру стоит, пока дети еще заинтересованы в ней и с удовольствием выполняют поставленные цели. Однако, на каждую игру все-таки предусмотрено отведение определенного времени, в соответствии с планом занятий ДОУ. Важно стараться придерживаться плана, даже если дети разыгрались и пытаются поиграть еще.

Картотека дидактических игр, направленных на развитие и постановку правильной речи детей младших и средних групп, она очень обширна. Выбор конкретных игр предоставляется воспитателю в зависимости от целей занятия. Например, если занятие должно быть направлено на дыхательную гимнастику, воспитатель подбирает несколько игр по этой теме.

Младшая группа

Игры для 1 и 2 младшей групп направленные на использование и формирование множественных чисел и уменьшительно-ласкательных форм слов:

«Позови ласково»

Игра заключается в том, чтобы ребенок (или воспитатель) называл различные предметы (на картинках или же реальные предметы) сначала полным словом, а затем ласково. Например, «дом-домик», «кот-котик», “собака-собачка”, “ложка-ложечка”. Дети со временем будут придумывать свои уменьшительные слова, вам важно их вовремя подправлять.

«Много-мало»

Для этой игры удобно использовать мелкие предметы или картинки с животными или предметами. Ребенок сначала видит (трогает) один предмет, а затем несколько. Игра направлена на обучение детей составлению правильного множественного числа.

«Большое и маленькое»

Целью игры является обучить ребенка различать предметы по их размеру и употреблять уменьшительную форму слов. Для проведения игры можно опираться на предметы вокруг, например, мебель. «В комнате один большой стол и много маленьких…(столиков)», « У нас большой шкаф, а у куклы маленький ….(шкафчик)».

Дидактические игры для детей средней группы могут быть направлены на развитие связной речи, то есть правильное употребление предлогов, склонений и наклонений, развитие словарного запаса:

«Предлоги»

Для этой игры нужно расчертить тарелку (подойдет любой предмет, который можно разделить на сектора), таким образом, чтобы на ней были написаны все предлоги, каждый на своем поле. Можно использовать стрелку или кидать кубик. Сектор с предлогом, на который выпала очередь становиться игровым.

Теперь дети должны сказать как можно больше слов, с которыми предлог может быть использован. Например, выпал предлог «на» и дети начинают игру: «на столе, на улице, на полке, на площадке». Позже пусть дети составляют целые предложение, где будет использован конкретный предлог.

Такая игра поможет детям закрепить пространственное мышление и научить правильным речевым оборотам.

Для полного понимания как правильно играть, поставьте для примера мячик: на стол, перед столом, за столом, под столом. В этом формате выбранных предлогов вы и будете прорабатывать в данном варианте из картотеки дидактических игр.

«Кто какой?»

Игра предусматривает расширение словарного запаса ребенка, постепенно обучая его понятиям синонимы, антонимы и примечать как можно больше свойств объекта.

Например, воспитатель задает предмет (животное, явление, время года), затем дети называют как можно больше эпитетов, описывающих заданный предмет. Например, «Котенок может быть пушистым, ласковым, белым».

«Осень бывает солнечной или дождливой, теплой или холодной». И таким образом, вы можете описывать все вокруг.

В этом видео вы сможете рассмотреть еще часть дидактических игр записанных в рамках открытого урока

Итоги

В зависимости от поставленной цели, какие именно речевые функции необходимо развить, дидактические игры могут быть разного содержания и длиться разное количество времени.

Для создания личной картотеки дидактических игр для младших и средних группу в дошкольном учреждении обратите внимание на время года для проведения различных игр, возможности проводить игры в малых группах.

Ведь чем больше вы сможете уделить внимания каждому ребенку, тем продуктивнее будет ваша игра для развития его речи.

свободные источники Интернет

Источник: https://portalrebenka.com/detskaya-komnata/igrushki/didakticheskie-igry-v-mladshej-i-srednej.html

Дидактические игры по познавательно речевому развитию во 2 младшей группе

Дидактические игры по познавательно речевому развитию во 2 младшей группе

Ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». — «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». — «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».

«КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ» Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши. Одним словом можно сказать: заяц длинно.

Картотека дидактических игр по развитию речи 2 младшая группа

«Медвежата мед едят» Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед.

Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его.

Говорит:

«Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква»

(дети имитируют, что плавают, и громко квакают) Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают).

Дидактические игры по познавательному развитию для детей второй младшей группы с описанием в соответствии с ФГОС до

д.

— сравниваем овощи по величине: (одинаковые, большие или маленькие) Ориентировка в пространстве: — учить различать пространственные направления от себя: Вверху (вверху вагончика кладем овощи) внизу (есть еще вагончики с овощами) слева (есть паровоз) справа (вагоны) Количество и счет (4-5 лет) : — учить считать детей до 5 — сравнивать две группы предметов: 1-1, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4 и т. д. — отвечать на вопрос: Сколько?

— формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: пример: Одна тыква, Два лука, Три капусты; Капусты больше, чем лука (т. к. 3 больше, чем 2) и т. д. Ознакомление с миром природы: — учить детей различать по внешнему виду и называть овощи: капуста, лук, помидор, тыква, перец.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности: Сенсорное развитие и дидактические игры должны решать следующие задачи: — обогащать чувственный опыт детей — закреплять умение выделять Цвет,Форму, Величину как особые свойства предметов

Познавательно-речевые игры для детей второй младшей группы

Ребенок по одному достает из «чудесного мешочка» предметы, называет их. Затем он отвечает на вопросы педагога о цвете, форме, вкусе овощей и фруктов.

Речевая игра «Кто кем был?» Цель: активизировать словарь и расширять знания об окружающем Материал: Игрушки Ход игры: Педагог задает детям вопросы: Кем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, бабочка (гусеницей, рыба (икринкой, корова (телёнком, собака (щенком, свинья (поросенком, лиса (лисенком, заяц (зайчонком) и т.

д. Речевая игра «Кто что ест?» Цель: учить употреблять трудные формы существительных. Материал: картинки с изображением животных.

Ход игры: Дети становятся круг.

Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе

Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше).

Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание).

Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко.

Как? «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» Цель:ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек. Ход:Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке?

Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка?

Дошкольник.РФ

Слушайте внимательно.

Она длин­ная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный.

Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное.

Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный.

Что это? (Помидор.)» Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам.

До свидания». РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК Цель: Учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Материал: Сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существи­тельными среднего и женского рода, по числу детей.

Ход игры: Поставим на стол сундучок с картинками.

Предложим де­тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во­просы: «Какое яичко?

Какая матрешка?» И т.

Картотека игр для речевого развития (вторая младшая группа)

Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Солнечные зайчики Цель: упражнять детей в произнесении стихотворения в сочетании с движениями.

Ход игры: воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика, произнося стихотворение: Солнечные зайчики Играют на стене, Поманю их пальчиком, Пусть бегут ко мне, Ну, лови, лови скорей, Вот он светленький кружок, Вот, вот, вот – левей, левей! Убежал на потолок. Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика.

Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удается поймать рукой солнечного зайчика.

Картотека дидактических игр во второй младшей группе

А Карпухина «Конспекты занятий во второй младшей группе д/сада»; Воронеж, 2009/ III.1. ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ II младшая группа 2.«ОТГАДАЙ И НАРИСУЙ» Дидактическая задача: развивать мелкую моторику и мышление.

Игровые правила: ответ на вопрос воспитателя изобразить рисунком на песке.

Игровое действие: воспитатель читает стихотворный текст, а дети рисуют палочками на песке. Дидактический материал: палочки по количеству детей. Воспитатель загадывает загадки, дети рисуют.

Есть один такой цветок, Не вплетёшь его в венок На него подуй слегка: Был цветок и нет цветка (одуванчик) Ствол белеет, Шапочка зеленеет, Стоит в белой одежке, На веточках серёжки (берёза) Н.

А. Карпухина «Конспекты занятий во второй младшей группе д/сада»; Воронеж, 2009/ III.

Дидактические игры в младшей группе для комплексного развития

Дидактические игры по познавательно речевому развитию во 2 младшей группе

Я, Татьяна Сухих, вновь рада приветствовать любимых своих читателей на страницах этого блога. Сегодня мы поговорим о том, какую огромную роль играют дидактические игры в развитии малышей-дошкольников. Все мы когда-то проходили такой обучающий процесс, с интересом осваивая элементарные навыки профессии врача или помогая маме перебирать гречневую крупу на собственной кухне. Удивлены?

Авторов-создателей читайте внимательно!

Но это тоже дидактический метод обучения в игровой форме, требующий терпения и ненавязчивого подхода к детям.

Чтобы получить видимые результаты, я перепробовала все возможные способы занятий для своих подопечных и, наконец, как говорится, свершилось! Мои малыши – просто умнички.

Они без труда справляются с предложенными мной занятиями, чем радуют не только меня, но и заботливых родителей.

Нельзя сказать, что я справилась без помощников.

Ведь помимо ежедневного графика, который воспитатели соблюдают вместе с детьми, довольно трудоемким процессом является планирование и подготовка предстоящих занятий.

Поэтому специальные пособия и игровые наборы просто «палочка-выручалочка» педагога, как, впрочем, мам и пап, желающих заниматься дополнительным развитием дошкольников в домашних условиях.

В качестве хорошего примера для воспитанников младших групп можно привести наглядно-дидактический комплекс издательства ТД «Учитель-Канц», помогающий сенсорному развитию малышей в возрасте от 2-х до 3-х лет.

Набор включает в себя 8 карт в формате А4, знакомящих ребенка с различными цветами, формами, размерами и даже свойствами некоторых предметов.

Комплект также имеет электронное пособие для педагога, позволяющее реализовать требования ФГОС к примерно-образовательной программе.

Немалый вклад в обучающие процессы может сделать пособие О.С.Ушакова и Е.М.Струнина, содержащий 48 наглядных картинок, помогающих в развитии речи детям 3-4 лет.

Для этой же возрастной категории подойдут наглядно-дидактический комплект «Календарь погоды», повествующий на 24 страницах о явлениях природы, мире животных и растений, летнем отдыхе, одежде и первой экспериментальной деятельности детей.

Авторами пособия являются Н.Г.Демьянова, О.Г. Комисарова, И.В.Лисицкая, а также Л.Г.Руденькая.

Продолжая использование материалов для сенсорного развития ребят старших групп, можно отдать предпочтение комплекту Е.А.Кудрявцевой и М.А.Пермяковой, предлагающих познакомиться с формами, текстурой и цветами предметов на 24-х листах пособия.

И наконец, всем без исключения – обучающимся студентам педагогических ВУЗов, психологам, гувернерам, воспитателям и специалистам дошкольных учреждений обязательно понравится набор дидактических игр для детей от 3-х лет до 5-ти. В комплект входит 5 развивающих игр, разработанных О.А.Романович, Л.Н.Стефановой, Т.В.Селищевой, О.П.Зориной, Г.А.Савенковой, помогающих детям концентрировать  внимание, улучшать память, восприятие, речь и мышление.

Для улучшения качества занятий воспитатели могут ознакомиться и с другой картотекой игр, применяемых по ФГОС.

Знакомимся с определением

Но прежде чем подбирать дидактические пособия или организовывать познавательные игры такого рода, следует знать, чем они отличаются от любых других.

Согласно определению дидактические занятия отличаются коллективной, целенаправленной учебной деятельностью, где каждый ребенок и команда в целом стараются найти пути решения поставленной задачи, цель которой не просто достичь некого результата, а победить на тех или иных условиях. Изучением систем, явлений и процессов малыши могут заниматься в активной или интерактивной форме. В таких игровых занятиях обычно отсутствует строгая система решения задачи, при этом обозначены принципы оценивания, порядок действий и правила.

По видам дидактические игры для детей можно разделить так:

Такие занятия могут включать развитие сенсорных процессов и речи, малыши в группе могут отгадывать загадки или соревноваться, прятать, находить, изображать предметы или животных тем или иным способом. В процессе занятия ребенок с большим удовольствием принимает участие в обучающем процессе, будь то настольная игра, словесная или подвижная.

Вспомните, хотя бы, с каким удовольствием мы играли в детстве в «Прятки», «Море волнуется раз», «Горячо-холодно». Все эти забавы, отошедшие в далекое прошлое советских дворовых развлечений, являются дидактическими играми.

На сегодняшний день существует масса примеров настольных и других игр, где дети учатся определять размеры, форму и прочую специфику конструкции предметов. Так элементарная, с детства всем известная пирамидка является дидактической игрушкой. Ее кольца можно нанизывать по возрастающему, убывающему или другому принципу в соревновательной форме.

Таким образом, ребенок учится определять величину, цвет кружков, он выполняет планирование и обдумывает процесс строительства заявленной модели. При этом вырабатывает в себе лидерские способности, нацеленность на результат. Данный вариант познавательного обучения в большей степени подходит детям 1-й младшей группы.

Они нацелены, как на обучение ребенка, так и на выявление его уровня знаний. В основном такие обучающие процессы предназначены для воспитанников 2-й младшей группы.

 Педагог в игровой форме предлагает детям рассказать кому-то из игрушечных помощников-зверей, к примеру, пингвину из холодной Антарктиды, что такое лето, какую одежду принято носить в теплое время года и какие этот жаркий сезон нам приносит фрукты и овощи.

В самом начале данной публикации было приведено аналогичное пособие, рассказывающее о временах года. По этому принципу возможно использование самых разных тематик для детей от 3-х лет.

Такие разные, квадратные и красные, подвижные, веселые, давнишние и новые…

В качестве положительного примера, я также могу привести дидактические игры из своей картотеки.

  • Ребятам младшего дошкольного возраста понравится игровая мозаика из цветной бумаги. Воспитатель предварительно вырезает разноцветные кружочки, треугольники, квадратики, из которых дети потом могут выложить домик, гусеницу, снеговика, солнышко, ёлочку. В общем-то, здесь следует полагаться на фантазию педагога и творческий подход к занятию дошкольника. Игра поможет ребенку выучить форму, цвет, размер, если фигуры разные и проявить свое творчество.
  • Из вырезанных фигур или других, соответствующих по форме предметов можно предложить ребенку вставить недостающий элемент в заранее подготовленной картинке. К примеру, пригодятся самые обыкновенные крышечки от пластиковых бутылок разных цветов, подходящие к нарисованной машинке в виде колес. Машинки разных цветов требуют не только окончания композиции, но и выбор правильного — соответствующего ей цвета. Крышечки могут являться сердцевинами цветочков или их лепестками.
  • Детей 1-й младшей группы просто необходимо знакомить с миром звуков. Как шумит ветер, капает дождик, хрустит снег, звенит колокольчик и т.д. В игре помогут красочные изображения и электронные записи. Ну а если дошкольники попытаются изобразить звуки сами, то занятие превратиться в увлекательную забавную игру.
  • А вот артикуляционный аппарат старших дошкольников хорошо помогают развивать движения на примере животных. Ребенка можно попросить разинуть рот, как бегемот. Если занятие будет обставлено, как прием у врача, то кукла-доктор или любая другая игрушка, превратившаяся в Айболита, может проверить здоровье зубов. Детям для этого нужно показать свои зубки в широкой улыбке.
  • Во время дидактических игр детей 2-й младшей группы можно продолжать выполнять мозаику, только для более сложной картинки. Например, сложить снежинку из множества полосочек разной длины. Нарядить нарисованную елочку фигурками из цветной бумаги, выложить Деда Мороза или Снегурочку.
  • Образовательная программа по ФГОС также включает познавательные игры для детей на прогулке. Самым элементарным примером можно назвать лепку снежной бабы и снеговика. Каждый снежный шарик имеет разный размер, и дети учатся выстраивать их в правильном порядке. Ну, а сам процесс оживления этого сказочного персонажа вызывает интерес и заставляет проявлять ребенка свои творческие способности.

Стоит отметить, что любое занятие можно превратить в увлекательное обучение дошкольника. Нужно лишь проявить немного фантазии и включить характерные элементы.

Важно помнить об этом и родителям, ведь малыши с удовольствием перенимают мамины навыки в приготовлении пищи или папину работу инструментом.

Так самая простая варка борща, может познакомить детей с овощами, их цветом, размером, текстурой, если выполнять приготовление в безопасных для ребенка условиях.

А на сегодня я с вами прощаюсь и надеюсь, что мои советы обязательно помогут вам в развитии детей раннего дошкольного возраста! Подписывайтесь на новые статьи и делитесь с коллегами этой.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Добрый день дорогие читатели! Рада снова с вами встретиться и…

Источник: https://metodbv.ru/didakticheskie-igry-v-mladshej-gruppe/

Ваш закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: