Если кадастровая стоимость не установлена

Содержание
  1. Почему упала кадастровая стоимость земли в Подмосковье и Новой Москве?
  2. Директор по продажам RDI Валерий Кузнецов:
  3. Руководитель юридического департамента семейства компаний Kaskad Family Рената Беляева:
  4. Управляющий партнер Mitsan Consulting Дмитрий Желнин:
  5. Отвечает адвокат МКА «Клишин и партнеры» Мария Хохлова:
  6. Отвечает директор «НДВ-Девелопмент» Андрей Стригалев:
  7. Кадастровая стоимость недвижимости: что нужно знать и как оспорить
  8. Отличие кадастровой стоимости от рыночной
  9. Что важно знать в 2021 году
  10. Как узнать, что стоимость определена ошибочно
  11. Как исправить ошибку
  12. Колонки экспертов в тему
  13. Важные ссылки
  14. Налог по кадастровой стоимости: новый порядок расчета дохода (#11504)
  15. Налог по кадастровой стоимости: расчет дохода
  16. Налог по кадастровой стоимости: по какой недвижимости применяют новые правила
  17. Недвижимость приобретена до 2021 года: применяем договорную цену
  18. Недвижимость приобретена в 2021 году и позже: применяем кадастровую стоимость
  19. Расчет налога по договорной цене
  20. Расчет налога по кадастровой стоимости
  21. Изменилась кадастровая стоимость земельного участка. Действия бухгалтера бюджетного учреждения
  22. Как рассчитать земельный налог
  23. Действия бухгалтера при расчете земельного налога
  24. Недвижимость и земельные участки без кадастровой стоимости: причины и следствия
  25. Почему же у отдельных объектов недвижимости может отсутствовать кадастровая стоимость? Перечислим основные причины
  26. Порядок определения кадастровой стоимости ранее не учтенных объектов недвижимости

Почему упала кадастровая стоимость земли в Подмосковье и Новой Москве?

Если кадастровая стоимость не установлена

rogkoff/Depositphotos

Главный вопрос, которым задаются собственники в Подмосковье и Новой Москве: не связано ли снижение кадастровой стоимости их участков с планами властей по массовому изъятию частной собственности под застройку? «Откровенно говоря, мы тут живем на нервах после принятия закона об упрощенном порядке изъятия земель и строений для государственных и муниципальных нужд в ТиНАО, а также в связи с существенным расширением списка государственных органов, которые такое изъятие могут проводить, – поясняет один из владельцев дома и садового участка в Новой Москве. – Если власти хотят понизить налоговое бремя (с чего бы?), то могли бы изменить налоговую ставку – уменьшить ее любой регион может по своему усмотрению».

Как сообщает ТАСС, власти объясняют уменьшение кадастровой стоимости общим снижением рыночной стоимости земли. Участники рынка видят и другие причины для переоценки участков СНТ, ДНТ и ИЖС.

Межевание участка и кадастровый паспорт: что и как

Как оспорить кадастровую стоимость участка и дома?

Директор по продажам RDI Валерий Кузнецов:

Неожиданным это событие стало только для собственников жилья. В действительности же 237-ФЗ, по которому рассчитана новая стоимость, принят еще в позапрошлом году.

Он оставил дату перехода на новые стандарты на усмотрение местных властей. Правительство Москвы работает по новым правилам уже больше года, а власти северной столицы – с 1 ноября 2021-го.

То есть переход состоялся еще в прошлом году.

Сумма оценки многих объектов изменилась из-за того, что при расчете кадастровой цены аналитики использовали новую федеральную методику. И нынешняя волна – это только вершина айсберга. В соответствии с законодательством, в ближайшие пять лет всю оставшуюся недвижимость переоценят по новой методике. И произойдет это не только в столице и ее окрестностях, а по всей стране.

Что касается разнообразных опасений, то людям вообще свойственно бояться неизвестного. Мало кто разбирался в том, как формировалась кадастровая стоимость и сколько ошибок и судебных разбирательств с ней было связаны. Поэтому рынок давно ждал, что в алгоритм расчета внесут поправки.

Что касается самих цифр, то цены на участки и недвижимость в Москве и области вблизи МКАДа остались практически без изменений, а более дальние районы подешевели. По данным правительства Москвы, земельные участки вдали от кольцевой подешевели на 27-40%. Это же произошло и с жилыми объектами.

Отвечая на последний вопрос, хочется сказать, что вряд ли у властей есть планы по понижению налогового бремени. Цель нового метода расчета – учесть недочеты «старого» варианта методики и уменьшить число судебных исков, единственная цель которых – оспаривание кадастровой цены, которая слишком оторвана от рыночной стоимости.

На это же направлены и две другие возможности. Во-первых, собственник может узнать кадастровую стоимость до ее утверждения; в это же время ее можно изменить. Во-вторых, налогообложение частных лиц начнет применять новую оценку только в 2021-м.

То есть власти дают россиянам больше года на то, чтобы оспорить оценку, если есть такая необходимость.

Можно ли купить землю по кадастровой стоимости?

Как узнать кадастровую стоимость жилья?

Руководитель юридического департамента семейства компаний Kaskad Family Рената Беляева:

Вопрос кадастровой оценки недвижимости в Московской области и по России в целом является широко обсуждаемым в последние годы, так как от кадастровой стоимости объектов недвижимости напрямую зависят суммы уплачиваемых гражданами РФ налогов. Тысячи заявлений поданы гражданами в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (при территориальных управлениях Росреестра) с целью устранения ошибок в ее исчислении.

В конце 2021 года Министерство имущественных отношений Московской области заявило, что в 2021 году кадастровую оценку недвижимости в Московской области впервые проведут по новой методике, оценивающей не только документальное, но и фактическое использование недвижимости. Для этого было создано специализированное государственное бюджетное учреждение Московской области «Центр кадастровой оценки» (далее – ЦКО).

Министерство имущественных отношений Московской области говорит, что их цель – «получить качественную и справедливую оценку объектов недвижимости».

14 сентября 2021 года на сайте ЦКО https://ckomo.ru опубликованы промежуточные отчетные документы о государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.

2021 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», замечания, связанные с определением кадастровой стоимости, к промежуточным отчетным документам представляются в течение пятидесяти дней со дня их опубликования, а именно до 2 ноября 2021 года любой гражданин РФ может предоставить замечание, которое наряду с изложением его сути должно содержать:

  1. фамилию, имя и отчество (последнее – при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к промежуточным отчетным документам;
  2. кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к промежуточным отчетным документам;
  3. указание на номера страниц промежуточных отчетных документов, к которым представляется замечание (по желанию).

На мой взгляд, не стоит опасаться изменения кадастровой оценки недвижимости, а следует сейчас ознакомиться с результатами проведенной оценки Центром кадастровой оценки и, если Вы не согласны с ее результатами, обратиться с соответствующими замечаниями.

Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости?

Может ли кадастровая стоимость быть выше рыночной?

Управляющий партнер Mitsan Consulting Дмитрий Желнин:

Что касается возможных планов по изъятию собственности, то кадастровая стоимость почти не связана с этим.

При изъятии вопрос всегда решается в суде, и собственник вправе представить отчет о независимой рыночной оценке недвижимости.

У властей есть желание максимально приблизить кадастровую стоимость к рыночной, но это еще не скоро произойдет, так как механизмы кадастровой оценки никогда не будут успевать за движениями рынка.

Говоря о налоговых ставках, отмечу, что власти, безусловно, имеют право варьировать их. При этом большинство региональных и местных органов власти стараются установить «потолок» ставок, предоставленный Налоговым кодексом, то есть стараются брать максимум.

Вообще я убежден, что снижение налоговой ставки не носит глобального характера. Доля земельных налогов и налога на имущество в бюджете каждого региона не доходит и до 5%. Это малая часть. «Стоимость» владения земельными участками СНТ вообще мала.

Какой там налог ежегодно с таких участков? До 1000 рублей? Это капля в море для любого бюджета. Государству интереснее получать налог с предприятий. Для сравнения: земельный налог с участка СНТ физлица – 0,3% от кадастровой стоимости, у предприятия с участка «промки» – 1,5%. Разница – в пять раз.

Конечно же, интереснее получить 1,5% с нескольких гектар, чем 0,3% с нескольких соток. Кроме того, да, снижение может наблюдаться по некоторым участкам, но по некоторым есть и увеличение.

Отвечает адвокат МКА «Клишин и партнеры» Мария Хохлова:

После того, как начали взимать налоги на недвижимость, исходя из кадастровой стоимости имущества, очень многие собственники стали обращаться в суд с исками об оспаривании кадастровой стоимости из-за ее неправильной и необъективной оценки.

Ранее в одном округе могли установить кадастровую стоимость одинаковой для аналогичных между собой объектов недвижимости по документам, при этом часто не учитывая, что в разных районах округа нельзя продать объекты недвижимости по одинаковой рыночной стоимости, так как при формировании стоимости имеют значение многие факторы: наличие коммуникаций, экологическая обстановка, транспортная доступность и так далее. А ведь от размера кадастровой стоимости зависит размер налогов.

Новая федеральная методика оценки предполагает оценивать каждый объект недвижимости по фактическим критериям использования, а не документальным. Это позволит сократить количество исков по оспариванию кадастровой стоимости.

Отвечает директор «НДВ-Девелопмент» Андрей Стригалев:

Пересмотр кадастровой оценки не носит никакой цели, кроме приближения ее к объективной реальности. Завышение кадастровой стоимости в 1,5-2 раза – вполне распространенная ситуация.

После установления зависимости ставки имущественного и земельного налога от кадастровой стоимости вместо инвентаризационной собственники земли и другой недвижимости в Подмосковье подавали на снижение кадастровой оценки целыми деревнями.

Из-за стагнации рынка недвижимости в целом и рынка загородной недвижимости в частности разница между рыночной стоимостью и кадастровой увеличилась за последние три года – пять лет и вполне может составлять 100-200%.

Не пропустите:

Инструкция: как купить дачу с землей?

Какие документы нужно проверить, покупая дачу?

Продаем дачу. Нужно ли делать межевание?

Как узнать кадастровую стоимость земли в Анапе и посчитать налог?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/pochemu_upala_kadastrovaya_stoimost_zemli_v_podmoskove_i_novoy_moskve/7460

Кадастровая стоимость недвижимости: что нужно знать и как оспорить

Если кадастровая стоимость не установлена

Рассказываем, для чего нужна кадастровая оценка, а также кто, как и зачем ее устанавливает. Отдельно объясняем, как оспорить кадастровую стоимость недвижимости

Andrey_Popov/shutterstock

День кадастрового инженера отмечается каждое 24 июля. В эту дату принято поздравлять специалистов, выполняющих работы по подготовке технического плана объекта недвижимости, межеванию и определению координат границ участка. Для нас же это повод рассказать о кадастровой стоимости недвижимости.

Объясняем самое главное: что нужно знать о кадастровой стоимости недвижимости и как ее оспорить.

Кадастровая стоимость недвижимости является официальной. Именно она определяет со стороны государства цену того или иного объекта недвижимости. Кадастровая стоимость используется для расчета налога, определения госпошлины при разбирательствах в суде или при наследовании объекта.

В отличие от рыночной, которая может меняться каждый месяц из-за различных экономических факторов, кадастровая стоимость определяется на конкретный отрезок времени.

В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в два года, а в остальных российских регионах не более одного раза в пятилетие.

Кадастровую стоимость объектов определяют инженеры и специалисты, которые работают в региональных бюджетных отделениях. Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимают региональные органы власти или органы местного самоуправления.

Специалист, установив стоимость, утверждает результаты определения. Итоговую кадастровую стоимость утверждает исполнительный орган государственной власти российского субъекта. Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года, но и не реже одного раза в пять лет.

В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе переоценка может проводиться не чаще одного раза в два года.

Отличие кадастровой стоимости от рыночной

У любого объекта недвижимости (земельного участка, квартиры, здания) есть рыночная цена, за которую можно купить или продать данный объект. Ее называют рыночной и определяют индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Кадастровая стоимость устанавливается в отличие от рыночной с помощью метода массовой оценки, которая проводится на основе сегментации и группировки объектов в зависимости от вида недвижимости, а также влияния экономических и ценообразующих факторов. Когда стоимость недвижимости определяют соответствующим методом, она сильно отличается от рыночной.

Владелец недвижимости имеет право заявить об ошибке. После проведения повторной кадастровой оценки стоимость объект может измениться.

Что важно знать в 2021 году

С 2021 года, в случае если рыночная стоимость недвижимости снижена на 30% и больше со дня проведения кадастровой оценки, ее необходимо пересчитать. Тогда проводится внеочередная кадастровая оценка. Однако ее новые результаты не могут быть выше, чем предыдущие, которые занесены в Единый государственный реестр.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости не является константой: она может изменяться, так как ее расчет основан на широком спектре характеристик ( Andrey_Popov/shutterstock)

Как узнать, что стоимость определена ошибочно

На сайте Росреестра можно получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Соответствующую справку бесплатно может получить любой желающий в течение трех рабочих дней. Владельцы недвижимости могут посмотреть стоимость в личном кабинете на сайте статистического ведомства.

Причиной для пересчета кадастровой стоимости может быть ошибочная оценка состояния здания, его площади или материалов, из которых оно возведено. После того как владелец недвижимости узнал ее цену, он имеет право обратиться за пояснениями в региональное бюджетное учреждение.

Разъяснения должны прислать в течение месяца.

Как исправить ошибку

Для того чтобы исправить ошибку, необходимо обратиться в МФЦ или бюджетное учреждение. Можно прийти туда лично или послать письмо по электронной почте. Граждане должны указать в нем имя, наименование юрлица, номер телефона и почту.

Также в письме необходимо указать кадастровый номер или адрес объекта недвижимости.

Затем нужно разъяснить суть обращения (почему допущена ошибка), а также прикрепить техническую документацию, которая подтверждает наличие погрешности при определении кадастровой стоимости недвижимости (среди них выписка из ЕГРН, копия прав на объект и отчет об оценке рыночной стоимости).

Такое обращение рассматривают, как правило, не более двух месяцев. Однако нужно понимать, что пересчитать стоимость в результате могут и в сторону понижения. Если же собственник не согласен с новой кадастровой стоимостью, то ему следует обратиться в комиссию при Росреестре.

Колонки экспертов в тему

Комиссия при Росреестре имеет право принять решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной цены или отклонить заявление об оспаривании, предоставив собственнику обоснование. На собрании такой комиссии должны находиться не меньше половины ее членов.

Решения здесь принимаются в ходе открытого ании. При этом оно является законным, если проало более 50% присутствующих. В случае если число одинаковое, то решение будет принято в пользу владельца объекта.

Если заявитель не согласен с постановлением, то он имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить решение.

Важные ссылки

  • Росреестр
  • Федеральная кадастровая палата
  • Публичная кадастровая карта

Вера Лунькова

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f158f239a79472833f3d325

Налог по кадастровой стоимости: новый порядок расчета дохода (#11504)

Если кадастровая стоимость не установлена

Налог по кадастровой стоимости рассчитывают при продаже квартир, комнат и жилых домов. Но это правило действует не всегда. Во-многих случаях налог нужно считать по продажной цене недвижимости >>>

В Налоговом кодексе есть понятие минимальной суммы дохода, которую нужно учесть при расчете налога.

Основная задача закона ограничиться возможность оформления сделок по продаже недвижимости, которые заключаются по заведомо заниженной цене. Вы можете продать свою квартиру по любой стоимости.

Но считать налог с продажи нужно исходя из максимальной цифры: или ее продажной цены или кадастровой стоимости умноженной на 0,7 (понижающий коэффициент).

СОДЕРЖАНИЕ

♦ Налог по кадастровой стоимости: расчет дохода
♦ Налог по кадастровой стоимости: по какой недвижимости применяют новые правила
   → Недвижимость приобретена до 2021 года: применяем договорную цену
   → Недвижимость приобретена в 2021 году и позже: применяем кадастровую стоимость
♦ Расчет налога по договорной цене
♦ Расчет налога по кадастровой стоимости

Налог по кадастровой стоимости: расчет дохода

Как известно множество сделок с недвижимостью заключается по заниженной цене. Например, квартира рыночной стоимостью 15 000 000 руб. продается по документам за 999 000 руб. Причина понятна. Продавец не хочет платить налоги государству. И заниженная стоимость это позволяет. По факту продавец получает больше. Но в документах этот факт никак не отражается.

Чтобы прекратить это безобразие в Налоговый кодекс внесли изменения. Суть в следующем. Для расчета налога с дохода от продажи недвижимости (например, квартиры или дома) учитывают одну, но наибольшую величину:

  • либо цену недвижимости, отраженную в договоре купли-продажи;
  • либо кадастровую стоимость недвижимости, уменьшенную на коэффициент 0,7 (то есть в расчет берут 70% от кадастровой стоимости недвижимости).

Эту сумму и считают доходом от продажи недвижимости (квартиры, дома, земли, комнаты) при расчете налога, который нужно отразить в декларации 3-НДФЛ. Его можно уменьшить на все вычеты, которые вам полагаются.

Цитата из статьи 214.10 (пункт 2) Налогового кодекса:

2.

В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода – кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Узнать кадастровую стоимость вашей недвижимости (комнаты, квартиры, дома, участка) вы можете бесплатно и в режиме он-лайн через наш сервис Узнать кадастровую стоимость .

Налог по кадастровой стоимости: по какой недвижимости применяют новые правила

Новые правила применяют в отношении той недвижимости, которая получена в собственность после 1 января 2021 года.

Дело в том, что все изменения, про которые мы рассказали выше, внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ.

А пункт 3 статьи 4 этого закона предусматривает, что все нововведения применяют в отношении недвижимости, полученной в собственность после 1 января 2021 года.

Цитата из этой статьи:

Положения пункта 6 статьи 210, пункта 17.1 статьи 217, статьи 217.1 (прим.

– здесь как раз и идет речь о расчете дохода с кадастровой стоимости) и подпункта 1 пункта 2 статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2021 года .

По какому основанию получена в собственность недвижимость значения не имеет. Вы можете ее купить, получить в наследство, получить в дар, построить самостоятельно (например, жилой дом), приватизировать, получить в порядке обмена.

Дата получения недвижимости в собственность – это дата внесения необходимой записи в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Она называется запись регистрации .

Эта дата есть в Свидетельстве о государственной регистрации ваших прав на недвижимость (смотрите последнюю запись в Свидетельстве).

Нужная дата в Свидетельстве старого образца выглядит так:

Нужная дата в Свидетельстве нового образца выглядит так:

Недвижимость приобретена до 2021 года: применяем договорную цену

Итак, если недвижимость получена вами в собственность до 1 января 2021 года, то по ней применяют старый порядок расчета дохода от продажи. Доход учитывают исходя из договорной цены недвижимости, которая указана в договоре купли-продажи. Ее кадастровая стоимость никакого значения не имеет.

Пример
Продается жилая квартира, которая получена в собственность в 2015 году (или раньше). Ее кадастровая стоимость определена и составляет 5 400 000 руб. Кадастровая стоимость умноженная на понижающий коэффициент составляет 3 780 000 руб. (5 400 000 руб.

х 0,7). Цена квартиры, отраженная в договоре купли-продажи, составляет 999 000 руб. Налог с продажи этой квартиры платят по старым правилам. В расчет берут договорную цену. То есть доходом продавца считают 999 000 руб. Кадастровая стоимость квартиры никакого значения не имеет.

Недвижимость приобретена в 2021 году и позже: применяем кадастровую стоимость

Если недвижимость получена вами в собственность после 1 января 2021 года (например, в 2021, 2021, 2021 и т. д.), то по ней применяют новый порядок расчета дохода. Доходом считают наибольшую величину: или договорную цену или кадастровую стоимость уменьшенную на коэффициент 0,7.

Пример
Продается жилая квартира, которая получена в собственность в 2021 году или позже. Ее кадастровая стоимость определена и составляет 5 400 000 руб. Кадастровая стоимость умноженная на понижающий коэффициент составляет 3 780 000 руб. (5 400 000 руб. х 0,7).

Цена квартиры, отраженная в договоре купли-продажи, составляет 999 000 руб. В отношении этой квартиры применяют новые правила расчета налога. В данной ситуации договорная цена ниже кадастровой стоимости уменьшенной на коэффициент (3 780 000 руб.). Поэтому доходом считают уменьшенную кадастровую стоимость – 3 780 000 руб.

Исходя из нее и будет рассчитан налог.

Расчет налога по договорной цене

Расчет дохода и налога от продажи недвижимости ведут из договорной стоимости (то есть цены, отраженной в договоре купли-продажи), если: – недвижимость получена в собственность до 1 января 2021 года по любому основанию (купля-продажа, наследство, дарение, приватизация, строительство).

В этой ситуации продажная стоимость недвижимости никакого значения не имеет. При расчете налога в любом случае используют продажную цену; – продажная стоимость квартиры, комнаты, дома, дачи, земельного участка и т. д., отраженная в договоре, чем кадастровая стоимость умноженная на 0,7.

Дата приобретения недвижимости не важна;

– у проданного объекта недвижимости кадастровой стоимости (то есть местными властями она НЕ определена).

Расчет налога по кадастровой стоимости

Расчет дохода и, соответственно, налога от продажи ведут по кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7, если:
– недвижимость приобретена после 1 января 2021 года и ее продажная цена, указанная в договоре купли-продажи ниже, чем кадастровая стоимость, умноженная на 0,7;
– у проданного объекта недвижимости есть кадастровая стоимость (то есть она определена местными властями).

Кадастровую стоимость берут по состоянию на 1 января того года, в котором продана недвижимость.

Пример
Продается жилая квартира. Она получена в собственность в 2021 году. Ее кадастровая стоимость определена и составляет 4 500 000 руб. Кадастровая стоимость умноженная на понижающий коэффициент составляет 3 150 000 руб. (4 500 000 руб. х 0,7).

Ситуация 1
Стоимость квартиры, отраженная в договоре купли-продажи, составляет 4 900 000 руб. В данном случае договорная стоимость выше кадастровой уменьшенной на коэффициент (3 150 000 руб.). Поэтому доходом считают договорную стоимость – 4 900 000 руб. Исходя из этой суммы и нужно рассчитывать налог.

Ситуация 2
Стоимость квартиры, отраженная в договоре купли-продажи, составляет 999 000 руб. Здесь договорная стоимость ниже кадастровой уменьшенной на коэффициент (3 150 000 руб.). Поэтому доходом считают уменьшенную кадастровую стоимость – 3 150 000 руб. Исходя из нее и будет рассчитан налог.

Подробнее, о том как считать налог с продажи квартиры и уменьшить его на вычеты смотрите по ссылкам:

Портал “Ваши налоги”
2021

Источник: https://VashNal.ru/clarification/nalog-na-dohody-fizicheskih-lic/nalog-po-kadastrovoy-stoimosti-novyy-poryadok-rascheta

Изменилась кадастровая стоимость земельного участка. Действия бухгалтера бюджетного учреждения

Если кадастровая стоимость не установлена

В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком.

Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа.

, 30 онлайн-уроков: теория и практикаКроме того, учреждение может иметь земельные участки на праве безвозмездного пользования или арендовать земельный участок по договору аренды (субаренды).

Такие участки земли в соответствии с действующими инструкциями учитываются на забалансовых счетах.

Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.

31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят земельный налог.

Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.

Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра, в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.

Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст.

395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога.

Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.

Как рассчитать земельный налог

Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.

Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):

7500 руб. – (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?

Действия бухгалтера при расчете земельного налога

Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.

Рассмотрим несколько случаев:

1.Переоценка кадастровой стоимости земли. Согласно Федеральному закону от 03.07.2021 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.

Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.

2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка, приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка.

В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

Действует это положение с 1 января 2021г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2021 г. № 335-ФЗ)

Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить.

Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость.

На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

  Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

  • путем обращения в суд;
  • при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.

1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2021 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

 По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.

В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2021 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2021 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2021 № 03-05-05-02/10148).

Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2021 № 03-05-06-02/54275).

Например, если организация в феврале 2021 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2021 года.

4.Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2021 № 173.

При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Например, в мае 2021 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2021 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.

Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н.

сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения.

Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).

Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет земельный участок, то оно является плательщиком земельного налога.

Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Чтобы рассчитать земельный налог без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1584

Недвижимость и земельные участки без кадастровой стоимости: причины и следствия

Если кадастровая стоимость не установлена

Каждый объект недвижимости, согласно действующему законодательству Российской Федерации, должен иметь свою кадастровую стоимость.

Без этого параметра невозможно совершить ни одной сделки, что становится проблемой для собственника, а также нельзя рассчитать налог, что невыгодно государству.

Иными словами, и собственнику, и государству важно любую недвижимость, будь то дом, квартира или земля, зарегистрировать в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости), а перед этим, соответственно, провести оценку кадастровой стоимости каждого такого объекта.

Именно поэтому наиболее популярными в сфере земельных отношений являются кадастровые услуги. Однако на сегодняшний день не все объекты недвижимости имеют кадастровую оценку. О том, почему это происходит и что влечет за собой, поговорим в нашем материале.

Почему же у отдельных объектов недвижимости может отсутствовать кадастровая стоимость? Перечислим основные причины

1. Наиболее частой причиной специалисты в сфере кадастра называют отсутствие характеристик, без которых установить кадастровую стоимость объекта невозможно либо они так или иначе непосредственно влияют на кадастровую оценку.

Среди таких характеристик категория земель, вид разрешенного использования земельного участка, а также его площадь. Для строений это вид здания, назначение постройки и также площадь.

Если нет хотя бы одной из названных характеристик, установить кадастровую стоимость объекта нельзя чисто технически.

2. Кадастровая стоимость у объекта недвижимости может отсутствовать и из-за того, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки не выявлены удельные показатели кадастровой стоимости.

Обычно данный параметр автоматически вносится в реестр в разрезе кадастровых кварталов, однако практика сталкивается с тем, что не все кадастровые кварталы имеют удельные показатели.

А без них, даже при наличии всех основных характеристик, указанных в первом пункте, установить кадастровую стоимость участка не получится.

3.

Весомой (и не так уж редко встречающейся) помехой является ситуация, при которой вид разрешенного использования земельного участка трудно отнести к той или иной функциональной группе типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ № 39 от 15 февраля 2007 года. В результате такой неоднозначности вид разрешенного использования земельного участка остается под вопросом до выяснения обстоятельств в вышестоящих инстанциях, а пока этот вопрос решается, неоднозначность вида не позволяет установить кадастровую оценку.

Тем не менее в законодательстве имеется своего рода лазейка, с помощью которой эту проблему можно решить на локальном уровне.

Выход из сложной ситуации предоставляет Градостроительный кодекс РФ, а именно в части 3 и 4 статьи 37-й, где сказано, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования объектов недвижимости могут быть выбраны правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий). Чтобы уточнить вид разрешенного использования, воспользовавшись этим ходом, нужно подать в Росреестр соответствующее заявление. И если в результатах кадастровой оценки имеется удельный показатель кадастровой стоимости, соответствующий выбранному виду разрешенного использования, кадастровую стоимость земельного участка можно установить.

4. Наконец, есть еще одна проблема, вызванная несовершенством действующего законодательства в сфере недвижимости.

Речь идет о том, что еще совсем недавно порядок определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства, вновь образованных сооружений, единых недвижимых комплексов, жилых строений, а также машино-мест в Российской Федерации попросту отсутствовал. Безусловно, это приводило к неравным возможностям использования таких объектов.

Поскольку установление кадастровой стоимости обязательно должно быть регламентировано, а регламент процесса в отношении указанных объектов недвижимости не был прописан, определить кадастровую стоимость фактически и юридически для специалиста, выполняющего кадастровые услуги, не представлялось возможным.

Поэтому в отношении таких объектов действовал судебный регулятор – только после вынесения решения суда, где содержатся сведения об установлении кадастровой стоимости этих объектов. Другим вариантом было дождаться очередного проведения государственной кадастровой оценки, в ходе которой стоимость определялась официально государственными структурами.

Порядок определения кадастровой стоимости ранее не учтенных объектов недвижимости

Однако со 2 марта 2021 года это недоработка законодателей устранена.

С этого дня начал действовать приказ Минэкономразвития РФ № 514 от 24 сентября 2021 года («Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости»).

Как видно из названия документа, приказ устанавливает порядок проведения кадастровой стоимости таких объектов.

Общий принцип порядка определения кадастровой стоимости останется прежним: кадастровая стоимость устанавливается в результате умножения площади объекта недвижимости на удельный показатель кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения либо вида разрешенного использования (для земельных участков), утвержденный исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, решением органа местного самоуправления. Поэтому именно площадь  вид разрешенного использования играют наиболее важную роль для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Объектам незавершенного строительства посвящена часть 2 Порядка. Исходя из положений регламента в этом разделе мы видим, что, пока дом строится, его кадастровая стоимость будет расти, и зависеть оценка будет от этапа строительства.

То есть в начале работ кадастровая стоимость здания будет одна, а по мере завершения постройки она будет меняться пропорционально изменяющимся характеристикам здания.

Так, если в ходе строительства поменялась площадь помещения, кадастровую стоимость нужно будет определять заново (ст. 9 ч. 2).

Часть 3 Порядка посвящена определению кадастровой стоимости помещения и машино-места. Аналогичным образом прописан алгоритм проведения кадастровой оценки таких объектов. И точно так же при изменении площади пропорционально будет меняться кадастровая стоимость объекта.

В отношении кадастровой стоимости единого недвижимого комплекса сказано, что она «определяется как сумма кадастровых стоимостей всех объектов недвижимости, включенных в состав единого недвижимого комплекса» (ч. 4).

Наконец, часть 5 Порядка регламентирует установление кадастровой стоимости земельного участка. И если в отношении площади здесь действует то же правило (ст. 21), то при изменении вида разрешенного использования в пределах одной группы видов разрешенного использования его кадастровая стоимость остается прежней (ст. 22).

Следовать прописанному алгоритму кадастровому инженеру нужно в самых разных случаях: если земельный участок предназначен для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства либо огородничества, а также при разделе земельного участка, при образовании земельного участка путем объединения либо перераспределения и при наличии у земельного участка более чем одного вида разрешенного использования. Таким образом с вступлением в силу приказа Минэкономразвития специалисты получают возможность обоснованно проводить кадастровую оценку и со временем число объектов недвижимости без кадастровой оценки значительно уменьшится, рассчитывают специалисты, в идеале стремясь к нулю.

Особо подчеркнем, что незарегистрированные права на земельные участки, поставленные на кадастровый учет о 1 марта 2008 года и не имеющие кадастровой стоимости, в настоящее время массово снимаются с кадастрового учета, а значит, собственники теряют на них свои законные права.

Напомним, что с 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Согласно документу земельные участки, которые были поставлены на кадастровый учет до 1 марта 2008 года и права на которые не были зарегистрированы, снимаются с кадастрового учета.

Автоматически такие участки выбывают из гражданского оборота и перестают являться предметами сделок.

Описанная ситуация носит далеко не единичный характер. Например, освоив положения закона за истекший 2021 год, только в Брянской области с кадастрового учета сняли более 5000 тысяч таких «бесправных» земельных участков.

Специалисты кадастровой палаты могут сделать это на основании того, что в ЕГРН внесены сведения о земельном участке, но права на него собственник не зарегистрировал – это отдельный акт, требующий инициативы владельца участка.

Если выявлен факт отсутствия прав на участок, специалист направляет запрос в органы государственной власти или органы местного самоуправления о наличии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения права собственности в отношении такого земельного участка.

Если в ответ на запрос приходит уведомление об отсутствии необходимых правоустанавливающих документов на земельный участок или ответа на запрос не поступает в течение трех месяцев, земельный участок снимается с кадастрового учета.

Снять с кадастрового учета земельный участок, поставленный на учет до 1 марта 2008 года, могут даже при наличии сведений о нем в ЕГРН и зарегистрированных прав на него. В данном случае закон требует зарегистрировать права на вновь образованный участок. Конечно, собственник может и не знать об этом.

Поэтому правообладателю исходного земельного участка направляется уведомление о том, что если в течение шести месяцев не будут представлены документы проведения регистрации прав в отношении образованного земельного участка, его участок будет снят с учета.

За полгода владелец обязан предоставить в регистрирующий орган соответствующие документы и зарегистрировать свои права на участок, иначе по истечению указанного срока участок автоматически будет снят с кадастрового учета.

Поэтому в отношении земельных участков, поставленных на кадастровый учет до 1 марта 2008 года, владельцам следует подать заявление о регистрации прав, приложив к нему свидетельство о правах на данный земельный участок.

Напомним, что сегодня бумажные свидетельства уже не выдаются и их полностью заменяет кадастровый паспорт земельного участка, который собственник получит после проведения межевания и установления границ и кадастровой стоимости участка.

Кадастровый паспорт участка может быть изготовлен как в бумажном варианте, так и в электронном виде – оба формата имеют равную юридическую силу

Источник: https://1k-k.ru/nedvizhimost-i-zemelnye-uchastki-bez-kadastrovoj-stoimosti-prichiny-i-sledstviya/

Ваш закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: