Гээ экспертиза когда

Содержание
  1. Экологическая экспертиза проектной документации — стоимость и документы
  2. Что такое экологическая экспертиза проектной документации?
  3. Кому необходимо проводить экологическую экспертизу проектной документации?
  4. Зачем проводить экологическую экспертизу на проектную документацию?
  5. Как мы работаем?
  6. Стоимость
  7. Сроки
  8. Необходимые документы для процедуры
  9. Особенности процедуры
  10. Штрафы и ответственность за отсутствие экологической экспертизы
  11. В россии хотят убрать экологическую экспертизу перед строительством в заповедниках. она защищала природу
  12. Что случилось?
  13. Когда ГЭЭ действительно помогала?
  14. «ГЭЭ слаба и неэффективна, но ее назначение важно»
  15. «Нужно улучшать, а не ликвидировать»
  16. Экологическая экспертиза
  17. Задачи экологической экспертизы:
  18. Объекты экологической экспертизы:
  19. На разрешение экологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
  20. Виды экологической экспертизы:
  21. Государственная экологическая экспертиза
  22. Участники государственной экологической экспертизы
  23. Объекты государственной экологической экспертизы

Экологическая экспертиза проектной документации — стоимость и документы

Гээ экспертиза когда

В нашей стране любое строительство и реконструкция зданий требует разработки и согласования с государственными органами специальной проектной документации.  В отношении влияния объекта строительства на состояние окружающей среды законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.2995 № 174-ФЗ, установлено обязательное проведение профессиональной экоэкспертизы.

Что такое экологическая экспертиза проектной документации?

Экологическая экспертиза проектной документации – процедура оценки документов, подготовленных для подачи в государственные органы, экспертной комиссией, с целью выявления негативного влияния строительства или реконструкции на экологическое благополучие региона.

Согласно действующему законодательству, обязанности по проведению экологической экспертизы проектной документации возлагаются на Госкомитет России по охране окружающей среды.

Для реализации этой функции по всей стране работают территориальные отделения госкомитета, которые в процессе проведения экспертизы руководствуются не только федеральными, но и региональными законами.

В нашей стране установлено две формы экологической экспертизы проектной документации – государственная и общественная. Каждая из них имеет особенности проведения:

  • Государственная экологическая экспертиза. Этот тип экспертизы проводится непосредственно экспертами Госкомитета России по охране окружающей среды. По каждому объекту создается экспертная комиссия, которая дает свое заключение на основании рассмотрения и анализа проектной документации. Если прийти к единому выводу экспертам не удается и на фоне положительного решения большинства, некоторые члены комиссии придерживаются иного мнения, их аргументы обязательно указываются в заключении, в качестве дополнения. Этот факт может оказать влияние на госорганы, которые принимают решение по выдаче разрешения на строительство и реконструкцию.
  • Общественная экологическая экспертиза. Глава IV ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо указывает на возможность проведения особой формы экспертизы – общественной. Стать инициаторами общественной экологической экспертизы могут как общественные экологические организации, так и любой гражданин Российской Федерации. В этом случае анализ проектной документации проводится специально созванной общественной комиссией. Закон при этом устанавливает ряд требований к экспертам, которые могут войти в общественную комиссию. Чаще всего общественная экспертиза проводится раньше государственной и выступает формой дополнительного влияния на государственную экспертную комиссию. Позже, во время проведения государственной экологической экспертизы, члены общественной экспертной комиссии могут входить в комиссию Госкомитета России по охране окружающей среды.   

Кому необходимо проводить экологическую экспертизу проектной документации?

Согласно статьям 11 и 12 Федерального Закона «Об экологической экспертизе» обязательное проведение этого вида анализа документов предусмотрено в следующих ситуациях:

  • строительство объектов, дальнейшая эксплуатация которых предполагает опасное производство и обращение опасных отходов;
  • возведение зданий, проект которых уникален или отличается особой технической сложностью;
  • намерение вести строительные работы или проводить реконструкцию зданий, которые расположены в природных зонах, подлежащих охране на федеральном или региональном уровне;
  • строительство объектов оборонной отрасли в охраняемых природоохранным законодательством зонах;
  • строительство объектов, назначение которых – размещение или утилизация опасных отходов 1-5 класса опасности, а также выведение этих объектов из эксплуатации;
  • согласование проектов планирования земельных участков, которые планируется использовать для хранения и утилизации опасных отходов любого класса;
  • обустройство искусственных земельных насыпей на территории водоемов.  

Важно отметить, что экологическая экспертиза проводится не только по факту негативного влияния на окружающую среду непосредственно процесса строительства. Дальнейшая деятельность возведенного строения, также изучается экспертами в области экологии.

Например, процесс строительства завода химической промышленности, не несет вреда окружающей среде и мало отличается от процедуры возведения любого другого крупного промышленного строения. Однако, дальнейшая деятельность предприятия может сопровождаться вредными выбросами и образованием опасных отходов, что несет прямую угрозу экологическому благополучию региона.

Исследуя этот вопрос, экологическая, комиссия, состоящая из экспертов, может дать отрицательное заключение.   

Зачем проводить экологическую экспертизу на проектную документацию?

цель экологической экспертизы – оценка влияния строительства и дальнейшей эксплуатации объекта на состояние окружающей среды. Важность этой процедуры определяется Конституцией Российской Федерации, которое устанавливает право граждан на проживание в благоприятной окружающей среде.

Положительное решение экспертизы – обязательное условие получения разрешения на строительство и реконструкцию. Без этого документа, обращаться в органы государственной власти для согласования проекта бесполезно.

Как мы работаем?

Обратившись в нашу компанию, с целью проведения экологической экспертизы проектной документации, клиент получит такие услуги наших специалистов.

МероприятияОписание
Профессиональный анализ проектной документацииПодав неполный пакет документов в экспертную комиссию, ожидать положительного решения экологической экспертизы не приходится. Именно поэтому наши специалисты начинают работу с проведения анализа и инвентаризации всех необходимых проектных документов и сбора недостающих документальных актов. Это поможет избежать негативного решения экспертов.
Организация общественной экоэкспертиыПри необходимости наши специалисты организуются проведения квалифицированной общественной экспертизы с привлечением грамотных аккредитованных экспертов. Положительное решение общественной экспертизы повышает вероятность скорейшего получения разрешения на строительство или реконструкцию объекта.
Подача документов в территориальное отделениеГоскомитета России по охране окружающей средыНаши профессионалы подготовят пакет документов и официальное обращение в территориальное отделение Госкомитета России по охране окружающей среды. Также помощь наших сотрудников может понадобиться заказчику при оплате экспертизы в положенном законом объеме.
Оспаривание результатов экологической экспертизыЕсли заказчик категорически не согласен с результатами проведенной экологической экспертизы, он имеет право обжаловать этот вывод в суде. Профессионалы компании «Экобезопасность» помогут составить грамотное исковое заявление в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.

Наши специалисты индивидуально подходят к каждому проекту и осуществляют свою деятельность, опираясь на действующее законодательство и большой профессиональный опыт.

Стоимость

Стоимость проведения экологической экспертизы определяется в первую очередь площадью строительного объекта и его эксплуатационным назначением. В нашей компании цена такой экспертизы стартует от 50 рублей за квадратный метр. В итоговую стоимость входят такие услуги наших специалистов:

  • анализ проектной документации и изучение технологий строительства и реконструкции потенциального объекта;
  • инициирование созыва общественной экспертной комиссии и поиск аккредитованных экспертов в области природоохранного законодательства;
  • разработка комплекса мер по устранению или снижению негативного воздействия строительства на окружающую среду, если таковое имеется;
  • при необходимости, оспаривание решения экспертной комиссии в суде.

Сроки

Процедура экологической экспертизы должна быть инициирована не позднее чем через 3 дня после подачи полного пакета документов в органы Госкомитета России по охране окружающей среды.

Исключение составляют только те случаи, когда экспертиза проводится на объекты, связанные с хранением, обращением и утилизацией опасных грузов всех классов опасности.

В этом случае на рассмотрение документов экспертной комиссии дается до 15 дней.

Общий срок проведения экологической экспертизы составляет до трех месяцев. Продление этого срока в соответствии с  законом допускается только по желанию самого заказчика и не может длиться дольше одного месяца.

Необходимые документы для процедуры

В органы охраны окружающей среды для проведения экоэкспертизы  необходимо подать такие документальные подтверждения:

  • документы, содержащей материалы оценки воздействия объектов на экологическое состояние природоохранных территорий;
  • документация, подтверждающая тот факт, что искусственный земельный участок не нарушает экологического баланса местности;
  • заключение общественной экспертизы, если таковая была проведена ранее;
  • материалы, подтверждающие отсутствие претензий к строительству или капитальному ремонту, со стороны общественных организаций, граждан и органов местного самоуправления.    

Особенности процедуры

У заказчика, согласно с Федеральным Законом «Об экологической экспертизе», имеется ряд прав и обязанностей, которые регламентируют его взаимоотношения с экспертной комиссией.

В соответствии с этим законом заказчик обязуется предоставить экспертной комиссии полноценный пакет подлинной проектной документации, своевременно оплатить проведение экспертизы в полном объеме и проводить свою деятельность исключительно в соответствии с рекомендациями, полученными в экологическом заключении.   

Кроме обязанностей, заказчик имеет и права. Так, заказчик имеет право быть уведомленным о сроках начала и окончания экологической экспертизы, а также получить все ее материалы для ознакомления и изучения.

Если в ходе ознакомления у заказчика возникают замечания и пояснения, он имеет право их донести до экспертной комиссии.

Если заказчик отмечает нарушения в ходе проведения экспертизы или считает экспертов предвзятыми, он имеет право обжаловать решение комиссии в суде.

Штрафы и ответственность за отсутствие экологической экспертизы

Отсутствие положительного решения экологической экспертизы означает однозначный отказ органов власти в выдаче разрешения на строительство и реконструкцию.

Если же, вопреки этому факту, застройщик самовольно производит строительство, без разрешительной документации, к нему применяются санкции со стороны государства. Ответственность за такие противоправные действия предусматривается статьей 9.5.

«КоАП РФ» и устанавливается в форме административных штрафов. Размеры штрафов таковы:

  • от 2000 до 5000 рублей – для рядовых граждан;
  • от 20000 до 50000 рублей – для предпринимателей и должностных лиц;
  • от 500000 до 1000000 рублей и административная приостановка деятельности на 90 дней – для юридических лиц.

Компания «Экобезопасность» — ваш надежный партнер, готовый взять на себя все хлопоты с проведения экологической экспертизы проектной документации  .

Источник: https://ecobez.ru/proekty/jekologicheskaja-jekspertiza-proektnoj-dokumentacii/

В россии хотят убрать экологическую экспертизу перед строительством в заповедниках. она защищала природу

Гээ экспертиза когда

В июле депутаты Госдумы и Совет Федерации приняли законопроект, который разрешает капитальное строительство на особо охраняемых территориях и в зоне Байкала без государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Новый закон фактически разрушает механизм, с помощью которого общество могло выразить несогласие со стройками.

«Такие дела» поговорили с экологами, активистами и экспертами о том, к чему приведут нововведения и почему экспертизу нужно было улучшать, а не отменять.

Завод компании «Аквасиб» по розливу байкальской воды в поселке Култук. Ранее природоохранная прокуратура заявила, что строительство завода в поселке Култук на юге Байкала затрагивает уникальное болото, где во время перелета останавливаются редкие птицы Владимир Третьяков / РИА Новости

Что случилось?

Отменить экспертизу решили не отдельным законопроектом, а пакетом поправок в законопроект №866900-7, который должен был ускорить строительство БАМа и Транссиба. Уже ко второму чтению экологи назвали его одним из самых экологически опасных законопроектов, который предлагала Госдума.

Теперь компании без экологической экспертизы смогут строить объекты на особо охраняемых природных территориях регионального значения — заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках.

При этом отменяются все общественные обсуждения и публичные слушания проектов строительства.

В прошлых чтениях законопроекта экспертизу собирались убрать для наиболее опасных объектов, в том числе и мусоросжигательных заводов, но оставили под давлением общественности.

ГЭЭ обязательно проводилась для стройки вокруг Байкала: даже больницы и школы в селе за сотню километров от озера — в Иркутске, Шелехове, Усолье, Улан-Удэ и других населенных пунктах — начинали строить только после положительного заключения государственной экологической экспертизы. Новый законопроект позволит строить на берегах Байкала железные и автомобильные дороги, порты и даже аэродромы. Для этих целей разрешается проводить на Байкале сплошную рубку леса.

Компании будут подавать документы только в органы Минстроя на госэкспертизу (ГЭ) без прохождения экологических экспертиз. ГЭ проверяет, соответствует ли проект формально техническим регламентам, нормам градостроительного кодекса, предельно допустимым концентрациям химических веществ в воздухе, допустимым выбросам и сбросам.

«Госэкспертизу устроят положительные заключения экологов, даже если они отметили серьезные недостатки. Минстрой не оценивает долговременные последствия хозяйственной деятельности для экологии», — подчеркивает руководитель нижегородского экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов.

Минстрой не оценивает долговременные последствия хозяйственной деятельности для экологии

Экологическую экспертизу пробуют отменить не первый раз. «С 2000-х годов экологическое законодательство просто выхолащивалось.

Почему-то барьеры бизнеса всегда устранялись за счет природоохранной сферы, а не других», — говорит эколог Дмитрий Шевченко, руководитель «Экологической вахты по Северному Кавказу».

В начале 2000-х Госдума приняла закон 232-ФЗ, согласно которому экологическую экспертизу перестали проводить для строящихся предприятий 1-3 класса опасности. В 2006 году в Москве прошли протесты, спустя два года в 2008-м экологическую экспертизу частично восстановили.

В 2014 году Гринпис собрал более 20 тысяч подписей против отмены экспертизы для строек на особо охраняемых территориях. В 2021 году хотели отменить ГЭЭ уже для работ при аварийных разливах нефти на море. Эти законопроекты были отозваны под давлением общественности.

Когда ГЭЭ действительно помогала?

По нынешним правилам государственной экологической экспертизе подлежат только нефтеперерабатывающие заводы, электростанции, металлургические предприятия, объекты обращения с отходами — мусоросжигательные, мусороперерабатывающие заводы, полигоны. Таким проектам не дают финансирования без положительного заключения ГЭЭ.

Экспертиза помогла сохранить Кавказский биосферный заповедник и отклонила проект трассы Кисловодск-Сочи, которую собирались через него проложить. В Нижегородской области госкомпании «Русгидро» не разрешили поднять уровень Чебоксарского водохранилища.

«Жители сопротивлялись, даже региональная власть понимала, что у них проблем будет больше, чем пользы. Проект вышел на государственную экоэкспертизу и получил отрицательное заключение. Такие случаи есть», — рассказывает эколог Асхат Каюмов.

«Самое важное — экспертиза дает участвовать в вопросах защиты окружающей среды на публичных слушаниях.

Не только государство может сказать свое слово, но и граждане, и независимые эксперты», — замечает Дмитрий Шевченко, руководитель «Экологической вахты по Северному Кавказу».

Публичные слушания обязательно проводятся на стадии оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). ОВОС считается обязательной частью документов по проекту и предоставляется на государственную экологическую экспертизу.

Благодаря общественным слушаниям жители остановили строительство мусоросжигательного завода в Санкт-Петербурге. Бывало, активисты не могли прервать строительство, но сумели хотя бы снизить ущерб природе, например от газопровода «Северный поток». После общественных слушаний компания была вынуждена сократить ширину трассы со 100 метров до 30-60 метров на разных участках.

Граждане также могут зарегистрировать общественную экологическую экспертизу. Ее нужно сделать до или во время государственной, затем комиссия ГЭЭ должна изучить ее доводы и как минимум дать ответ.

«Это интересы жителей, людей, которые беспокоятся за экологическую безопасность и свое здоровье.

Пока законодательство позволяет получать для общественной экспертизы все документы проекта, так можно понять, насколько правомерны те сведения, которые предоставляет заказчик, правильно ли они сделаны», — замечает журналист-эколог, член Общественного совета Минприроды Александр Федоров.

Если общественная экспертиза проведена качественно, ей могут придать юридическую силу, добавляет эксперт. Но такое случалось крайне редко. Чуть ли не единственный такой пример — проект полигона твердых бытовых отходов в Южно-Сахалинске в 2004 году.

Общественная экспертиза показала, что реки Хомутовка и Змеевка находятся под угрозой, и заключение утвердили приказом № 487 от 28 сентября 2004 года.

«Это практически единственный такой случай в российской практике, но тем не менее закон это разрешает», — говорит Федоров.

Более того, граждане могут направить на ГЭЭ общественных наблюдателей. «Представителям общественности иногда дают слово, у меня такое было не раз. Иногда наше слово попадает в протокол заседания. Правда, обычно это не влияет [на решение]», — говорит эколог Дмитрий Шевченко.

Однако наблюдатели часто смотрят на саму процедуру экспертизы, есть ли в ней нарушения — например, дают ли общественникам доступ к материалам. По мнению Дмитрия, таким способом можно повлиять на решение экспертизы.

«Мы следим, сообщаем о нарушениях прокуратуре, заказчику, местным властям, иногда удавалось не допустить стройку», — отмечает эколог. Михаил Крейндлин, эколог Гринписа, добавил, что именно так остановили возведение Эвенкийской ГЭС в Красноярском крае.

Выявленное нарушение процедуры ОВОС позволило доказать в суде, что вылов косаток и белух, оказавшихся в «китовой тюрьме», незаконен.

www.pixabay.com

«ГЭЭ слаба и неэффективна, но ее назначение важно»

Михаил Крейндлин рассказал, что ГЭЭ была «очень эффективным» механизмом в 1990-е годы, когда благодаря ей удалось остановить многие опасные объекты строительства. Изначально под действие ГЭЭ попадали любые объекты, которые строятся, — завод, жилой дом, минимаркет.

«С другой стороны, каждый ларек должен был проходить оценку воздействия на окружающую среду, оплачивать ГЭЭ, которая велась три месяца, — это сильно задерживало проекты.

Для мелких строек это не всегда целесообразно, — объясняет эколог Асхат Каюмов, директор Нижегородского экологического центра “Дронт”. — Воспользовавшись этим, решили убрать большую часть объектов из-под ГЭЭ.

В итоге сейчас даже какой-нибудь химический завод не подлежит экспертизе, если он не находится на особо охраняемой природной территории и не является объектом обращения с отходами. Это плохо».

сейчас даже химический завод не подлежит экспертизе, если не находится на особо охраняемой природной территории

В среднем сегодня государственные экологические экспертизы редко останавливают строительство — только 10-20% отклоняют проекты. Это показывают отчеты центрального аппарата Росприроднадзора. Активисты и экологи признают, что зачастую компании игнорируют экспертизы, нарушают процедуру или не доводят до конца, проводят формально ее этапы.

«Так было с заказником “Леса Серебряноборского лесничества”, где по прихоти Воробьева сделали сначала парк “Раздолье”, а теперь строят “Парк Малевича” — с волейбольными площадками с подогревом, — рассказывает Максим Богомолов, координатор Дружины охраны природы биофака МГУ.

— Там формально провели ОВОС, провели общественные обсуждения, про которые люди не знали, никто не пришел, на экспертизу подали не весь пакет документов, и на этом все закончилось.

Строительство продолжается, хотя даже деньги без положительного заключения ГЭЭ выделить нельзя было».

Даже если экспертиза нужна для начала финансирования, по закону не обязательно исполнять рекомендации ГЭЭ. Ответственность за несоблюдения экологических требований для юридических лиц «смехотворная», замечают экологи. В КоАП прописан штраф от 100 до 250 тысяч рублей.

«Когда строится крупный объект на сотни миллионов и даже миллиарды рублей, это даже не укус комара, а легкое дуновение ветерка. Механизм ГЭЭ сегодня разобран, он слабый, неэффективный, но его назначение очень важно», — говорит Федоров.

Дмитрий Шевченко замечает, что случается конфликт интересов. «В одном лице государство проводит экспертизу и этот же орган (Росприроднадзор, — прим. ТД) обычно выдает лицензии и согласует проект.

Если проект политический — олимпийские объекты или Крымский мост — всякие возможности для общественности будут обрублены, и не важно, что разрушаются многие региональные памятники природы», — подчеркивает эксперт.

https://www.youtube.com/watch?v=KJJ08sUm2yM\u0026list=PLAAkouz4SVreIZFIztsqLc_QxhIEgZnkR

С Шевченко согласен приморский эколог Анатолий Лебедев: «Как правило, те компании, которые хотят создать крупные проекты в регионе и использовать природные ресурсы, активно поддерживаются государством и поэтому нанимают тех экспертов, которые дают априори положительное заключение».

Активисты говорят, что часто нарушается порядок общественных слушаний. Крупные компании приводят своих рабочих, несколько тысяч человек, которые полностью забивают зал.

«Бывало, что люди отношения не имели к району», — добавляет председатель «Зеленого фронта» Сергей Виноградов. Общественность также не может знать, как отбираются эксперты в государственную комиссию.

«Мы никак не можем их контролировать, содействовать отзыву эксперта и его дисквалификации», — отмечает краснодарский эколог Дмитрий Шевченко.

Иногда экоэкспертизу, которая незаконно одобряла экологически опасный проект, можно было обжаловать в суде. Именно так произошло, когда ГЭЭ одобрила строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» в 800 метрах от берега Байкала.

Однако нередко суд соглашался с ГЭЭ — так он разрешил строительство двухуровневой развязки на Червишевском тракте, которая затрагивает природный парк «Тополя» в Тюменской области. Недавно в Гринпис составили судебный иск об отмене положительного заключения экспертизы о строительстве Юго-Восточной хорды в Москве.

По их мнению, стройка может привести к оползням и обнажению радиоактивных отходов.

«Нужно улучшать, а не ликвидировать»

Несмотря на перечисленные недочеты механизма государственной экологической экспертизы, эксперты сходятся на том, что аналогов ему нет. Крейндлин отмечает, что если ГЭЭ отменят, то граждане по-прежнему могут обращаться в органы власти, суд или прокуратуру.

«Но, во-первых, правонарушения будет сложнее установить, потому что у людей будет меньше информации. Во-вторых, если подавать обращение в суд на деятельность, которая может причинить вред в будущем, то для этого нужны основания, полные документы проекта.

Формально эти механизмы останутся, но реализовать их будет гораздо сложнее», — уверен эксперт.

Директор по правовым вопросам WWF Екатерина Хмелева отмечает, что в законе «Об охране окружающей среды» остается статья 32: «В соответствии с ней оценка окружающей среды является обязательной, независимо от того, подлежит государственной экологической экспертизе эта деятельность или нет». Однако, по мнению Хмелевой, недобросовестные заказчики смогут провести ОВОС «так, как им хочется», и это не будет обсуждаться на общественных слушаниях.

Приморские экоактивисты общественной организации «БРОК» считают, что для регионов Сибири и Дальнего Востока экспертиза и общественные слушания особенно важны. Их население рассыпано по мелким поселкам, а территории, как правило, привлекательны для ресурсных монополий.

Экспертиза — последний оплот для граждан, чтобы защитить их жизнь, территории и ресурсы

«Экспертиза — последний оплот для граждан, чтобы защитить вообще жизнь, территории и ресурсы, благодаря которым люди просто живут, — говорит председатель приморской организации “БРОК” Анатолий Лебедев. — Они заложники интересов федерации, которая живет в Москве.

Тех, как правило, в последнюю очередь волнуют заботы и проблемы выживания малых населенных пунктов, которые можно забыть, уничтожить. За последние 25 лет их вымерло десятки тысяч по Сибири, об этом не принято говорить.

Вымирают, потому что территории угнетенные, забыты государством и захвачены ресурсными монополиями. Мы бьемся как можем».

Даже если люди не могут повлиять на результат государственной экологической экспертизы, на общественной экспертизе они могут быть наблюдателями и знакомиться с проектом, считает эколог Асхат Каюмов.

«Они получат информацию и смогут влиять на проект под давлением общественности и через СМИ даже после положительного заключения. Институт экспертизы нужно улучшать, а не ликвидировать»,— уверен эксперт.

Источник: https://takiedela.ru/news/2021/07/29/yekologicheskaya-yekspertiza/

Экологическая экспертиза

Гээ экспертиза когда

Стоимость проведения экологической экспертизы в Центре независимых судебных экспертиз “ТЕХЭКО” (далее – Центр) составляет от 60 000 до 180 000 рублей в зависимости от сложности и количества вопросов, поставленных на разрешение эксперта. Срок проведения экспертизы составляет от 10 до 40 рабочих дней.

Кроме того, экспертами Центра проводится рецензирование заключений, оформленных по результатам экологической экспертизы, стоимость услуг по проведению рецензии составляет от 15 000 до 60 000 рублей. Срок проведения рецензии от 5 до 20 рабочих дней.

Экологическая экспертиза – это совокупность действий, состоящих из проведения необходимых исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, связанным с антропогенным влиянием, в том числе, на окружающую среду и призванных решать задачи, касающиеся установления следующих последствий: – загрязнений различных объектов окружающей среды, а именно: водоемов, воздуха и почвы неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами различных промышленных и коммунальных предприятий сверх предельно допустимых концентраций (ПДК), в том числе радиоактивных загрязнений; – выявления механизма загрязнения, нарушений правил охраны окружающей среды, ущерба, причиненного природной среде, возможностей предотвращения загрязнений, а также дачи рекомендаций по устранению последствий загрязнения.

Таким образом, данный вид экспертизы проводится в целях установления источника, механизма, характеристики и масштабов негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.

Судебная экологическая экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по экологическим вопросам, которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. По результатам производства указанных экспертиз подготавливается заключение эксперта – письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.

Задачи экологической экспертизы:

а) определение вида и местоположения источника негативного антропогенного воздействия; б) характеристика (свойства) негативного антропогенного воздействия на окружающую среду во времени и пространстве; в) установление механизма негативного антропогенного воздействия; г) определение масштабов, а также выявление условий и обстоятельств, способствующих усилению негативного антропогенного воздействия;

д) установление обстоятельств, связанных с нарушением природоохранного законодательства, условий эксплуатации потенциально опасных объектов в области охраны окружающей среды и природопользования, которые способствовали причинению различных последствий для окружающей среды и здоровья человека.

Объекты экологической экспертизы:

а) локальный земельный участок, где обнаружены признаки негативного антропогенного воздействия (в т.ч.

водоемы, территории населенных пунктов, полигоны твердо-бытовых и промышленных отходов); б) пробы атмосферного воздуха, воды, почвы, отобранные в пределах антропогенно-нарушенного участка;

в) информация, полученная из разрешительной, в том числе экологической, документации и актов проверки экологического состояния объектов, другие источники информации о негативном антропогенном воздействии;

На разрешение экологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

  1. Где находится источник негативного антропогенного воздействия (например, потенциально опасный объект, в результате деятельности которого определенное последствие произошло)?
  2. Является ли конкретный участок местности (потенциально опасный объект) местом возникновения негативного антропогенного воздействия?
  3. Каковы пути распространения (миграции) веществ, опасных для здоровья людей и (или) ухудшающих состояние окружающей среды?
  4. Какие условия способствовали увеличению масштабов негативного антропогенного воздействия (например, несвоевременное устранение нарушений)?
  5. Чем объясняются отмеченные вследствие негативного антропогенного воздействия явления (например, интенсивное поступление в атмосферу дыма и пыли)?
  6. В течение какого периода отмечаются отрицательные последствия негативного антропогенного воздействия на окружающую среду?
  7. В течение какого периода возможно конкретное негативное антропогенное воздействие?
  8. Какова непосредственная причина возникновения негативного антропогенного воздействия?
  9. Каков механизм возникновения и развития аварийного режима на данном потенциально опасном объекте?
  10. Соответствует ли устройство очистных и иных природоохранных сооружений экологическим требованиям, в том числе указанным в заключении государственной экологической экспертизы?
  11. Имеются ли на объектах, представленных на экспертизу, следы загрязняющих и иных веществ, отрицательно влияющих на экологическое состояние окружающей среды? Если да, то каких?
  12. Имеются ли на окружающих предметах, в том числе зафиксированных на фотоснимках (видеоматериалах), следы загрязняющих и иных веществ, отрицательно влияющих на экологическое состояние окружающей среды?
  13. Относятся ли вещества и материалы (указать — какие) к группе потенциально опасных для окружающей среды? Возможно ли самопроизвольное распространение этих веществ в определенных (указать — каких) условиях?
  14. Имеются ли на данном объекте несоответствия экологическим требованиям, находящиеся в причинно-следственной связи с возникновением негативного антропогенного воздействия или способствовавшие быстрому распространению загрязняющих и иных веществ, отрицательно влияющих на экологическое состояние окружающей среды; если да, то в чем они состоят?
  15. Являются ли объекты и предметы, размещенные и хранящиеся на определенной территории, опасными отходами?
  16. Если да, то каков объем, состав и класс опасности размещенных отходов?Какова площадь размещения опасных отходов на определенном земельном участке или иной территории?
  17. Какие именно правила и нормы нарушены при размещении и хранении данных отходов (например, при рекультивации карьера или эксплуатации полигона твердо бытовых отходов)?
  18. Создана ли угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде вследствие размещения и захоронения различных отходов?
  19. Если создана угроза, то в чем она выражается, и предполагает ли она наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде?
  20. Когда именно возникла данная угроза и вследствие чего именно (временной промежуток)?
  21. Какие мероприятия необходимо провести для устранения данной угрозы?
  22. Наступили ли реальные негативные последствия (в т.ч. материальный вред) для окружающей среды в виде загрязнения, отравления или заражения окружающей среды вследствие обращения опасных отходов?
  23. Если да, какие именно, в чем они выражаются, и какие мероприятия необходимо провести для их устранения?
  24. Соответствует ли объект санитарным нормам и правилам (например, объект антропогенного воздействия, промышленный объект, жилое помещение и т.п.).

Виды экологической экспертизы:

Независимая экологическая и судебная экологическая экспертизы, в зависимости от способа и объема производимых исследований, подразделяется на:

  • Документальная – экспертиза информации, полученной из различных источников, в том числе, разрешительной экологической и правоустанавливающей документации, материалов дела, протоколов отбора проб и результатов данного отбора и т.п. (т.е. производство экспертизы на основании материалов, предоставленных исключительно заказчиком).
  • Экспертиза с использованием независимых лабораторных исследований, отбора проб атмосферы, почвы, воды.

Источник: https://expert-center.ru/vidy-ekspertiz/ekologicheskaya-ekspertiza

Государственная экологическая экспертиза

Гээ экспертиза когда

Материал актуален на 04.08.2014

– Участники государственной экологической экспертизы
– Объекты государственной экологической экспертизы
– Процедура государственной экологической экспертизы
– Заключение государственной экологической экспертизы
– Повторная государственная экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст.1 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”).

Экологическая экспертиза является одним из инструментов выявления и предупреждения негативного влияния намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. Ее цель – определить соответствие намечаемой деятельности предприятия требованиям, которые установлены природоохранным законодательством РФ. В России осуществляются государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ).

Для успешного прохождения данных процедур и получения положительного заключения ГЭЭ необходимо учесть все аспекты и нюансы. Справка позволит соблюсти все требования в данном вопросе, сэкономив при этом временные затраты, что очень немаловажно при начале хозяйственной деятельности, а также избежав нарушений законодательства РФ и штрафов.

Штраф!

Согласно ст.8.4 КоАП РФ, невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения ГЭЭ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение ГЭЭ, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.;
  • на должностных лиц – от 5000 до 10000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.           

Участники государственной экологической экспертизы

Во избежание спорных ситуаций и непониманий важно определить всех участников процедуры экологической экспертизы. Каждый участник выполняет свои функции и несет ответственность за ряд обязанностей, возложенных на него.

Заказчики работ

Заказчики организации и проведения ГЭЭ (п.10 Административного регламента):

  • физическое либо юридическое лицо, планирующее осуществлять хозяйственную и иную деятельность, способную оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду;
  • органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ, представляющие в соответствии с законодательством материалы на ГЭЭ.

Заказчик ГЭЭ несет ответственность за осуществление намечаемой хозяйственной и иной деятельности в соответствии с документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ.

     Специально уполномоченные органы

Специально уполномоченным органом в области ГЭЭ на федеральном уровне является Росприроднадзор. Согласно п.п.5.5.12 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400. На региональном уровне экологическую экспертизу проводит орган исполнительной власти, уполномоченный в данной области.

Экспертная комиссия

Экспертная комиссия является рабочим органом, осуществляющим ГЭЭ.

https://www.youtube.com/watch?v=l6_dO7Rn1sE\u0026list=PLAAkouz4SVreIZFIztsqLc_QxhIEgZnkR

Состав экспертной комиссии утверждается приказом специально уполномоченного органа. В состав комиссии входят:

  • руководитель;
  • ответственный секретарь;
  • эксперты (в том числе и внештатные).

Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек, не включая руководителя и ответственного секретаря.

Также, приказом специально уполномоченного органа в состав экспертной комиссии могут в случае необходимости дополнительно включаться специалисты по конкретным вопросам рассматриваемого объекта экспертизы. В этом случае заказчику документации, проходящей ГЭЭ, выставляется дополнительный счет на ее оплату с приложением дополнительной сметы расходов.

Руководитель экспертной комиссии осуществляет свою деятельность согласно Федеральному закону от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ и заданию на проведение ГЭЭ, выдаваемым уполномоченным органом.

Функции руководителя экспертной комиссии ГЭЭ:

  • участие в формировании уполномоченным органом экспертной комиссии и согласование ее состава;
  • участие в подготовке задания для членов экспертной комиссии на проведение ГЭЭ и его согласование;
  • обеспечение качественного проведения ГЭЭ по ее конкретному объекту;
  • организация подготовки сводного заключения указанной экспертной комиссии в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормами и правилами в области экологической экспертизы.

Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников отдела ГЭЭ (обычно это ранее назначенный ответственный исполнитель). В случае проведения ГЭЭ сложных объектов регионального уровня назначают двух ответственных секретарей (один из которых может не являться штатным сотрудником отдела).

Ответственный секретарь осуществляет подготовку:

  • проекта приказа на проведение ГЭЭ;
  • проекта технического задания экспертной комиссии на проведение ГЭЭ;
  • договоров с экспертами на выполнение работ по проведению ГЭЭ.

Функции ответственного секретаря (совместно с руководителем экспертной комиссии):

  • определение персонального состава экспертной комиссии;
  • формирование при необходимости группы по рассмотрению отдельных вопросов;
  • подготовка проекта календарного плана работы экспертной комиссии;
  • подготовка технического задания руководителям групп и членам экспертной комиссии.

Согласно ст.16 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗэксперт ГЭЭ – специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный к проведению ГЭЭ по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Количество привлекаемых экспертов для осуществления ГЭЭ зависит от сложности объекта ГЭЭ.

Экспертом ГЭЭ не может быть:

-представитель заказчика документации, подлежащей ГЭЭ;

  • представитель разработчика объекта ГЭЭ;
  • гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта ГЭЭ;
  • представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта ГЭЭ в таких договорных отношениях.

Обязанности эксперта ГЭЭ:

  • осуществление всестороннего, полного, объективного и комплексного анализа представляемых на ГЭЭ материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники;
  • определение их соответствия нормативным правовым актам РФ в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и представление заключения по таким материалам;
  • соблюдение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов РФ об экологической экспертизе;
  • соблюдение установленных уполномоченным органом порядка и сроков осуществления ГЭЭ;
  • обеспечение объективности и обоснованности выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
  • участие в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения ОЭЭ, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ;
  • обеспечение сохранности материалов и конфиденциальности сведений, представленных на ГЭЭ.  

Объекты государственной экологической экспертизы

Объекты экологической экспертизы делятся на объекты федерального уровня и уровня субъектов РФ, которые перечислены соответственно ст.11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.

Объекты федерального уровня:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
  • проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • проекты соглашений о разделе продукции;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  • материалы, обосновывающие преобразование государственных природных заповедников в национальные парки;

Источник: https://library.fsetan.ru/doc/gosudarstvennaya-ekologicheskaya-ekspertiza/

Ваш закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: