Имеет ли право грузотправитель нарушить вид упаковки

Содержание
  1. Правила приемки грузов к перевозке
  2. файлы для скачивания
  3. Другие публикации категории:
  4. Правила и требования к упаковке грузов
  5. Виды упаковки
  6. Официальные документы — о требованиях к упаковке
  7. Перечень фактических общих требований к упаковке грузов
  8. Ответственность транспортной компании за груз
  9. Законодательство
  10. Когда транспортная компания не несет ответственность за груз?
  11. Освобождается ли перевозчик от ответственности в результате ДТП?
  12. Практика
  13. Как транспортная компания возмещает ущерб?
  14. Тара и упаковка груза
  15.  Тара – это защита. Чего и от кого?
  16.  Какая транспортная тара нужна именно вам?
  17. Перевозка животных
  18. Транспортировка скоропортящейся продукции
  19. Упаковка опасных грузов
  20. Маркировка
  21. Когда тара и упаковка грузов может быть вскрыта?
  22. В каких случаях груз могут не принять на борт?
  23. Правила приема груза к перевозке
  24. Общая информация
  25. Экспедиторское сопровождение
  26. Действия водителя-экспедитора
  27. Транспортировка ценных товаров

Правила приемки грузов к перевозке

Имеет ли право грузотправитель нарушить вид упаковки
Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку: 1. Подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям), с тем чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования.

Автотранспортное предприятие имеет право отказаться от приема груза к перевозке, если: а) груз предъявлен грузоотправителем в ненадлежащей таре или упаковке; б) предъявленный груз не предусмотрен заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а при междугородных перевозках – с назначением в другой пункт;

Автотранспортные предприятия принимают к перевозке грузы на основании утвержденных в установленном порядке планов и заключенных годовых договоров на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также грузы разового характера. На перевозку грузов автомобильным транспортом грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие при наличии годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора – разов заказ.

Заявка представляется в обусловленные годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом сроки. По согласованию с автотранспортным предприятием грузоотправитель может передать заказ на перевозку груза телефонограммой с сообщением в ней всех обходимых данных.

Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществлен перевозок грузов, определяются автотранспортными предприятиями зависимости от объема и характера перевозок.

Автотранспортные предприятия обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и разгрузки в соответствии с принятыми заявками и разовыми заказами, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям. Подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспорт средств. При отказе грузоотправителя от поданного автотранспорта, предприятием подвижного состава составляется акт по установленой форме.

Автотранспортные предприятия в случае неподачи по их вине подвижного состава, предусмотренного месячными планами перевозки грузов, обязаны по требованию грузоотправителей (грузополучателей) выделять подвижной состав для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала.

Подвижной состав, не поданный в последнем месяце квартала, должен быть выделен в первом месяце ел следующего квартала. Порядок выделения подвижного состава для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между автотранспортным предприятием и грузоотправителем (грузополучателем).

При нарушении согласованного порядка автотранспортное предприятие за неподачу подвижного состава, а грузоотправитель (грузополучатель) за непредъявление грузов к перевозке несут предусмотренную договором и Уставом автомобильного транспорта ответственность.

Автотранспортные предприятия обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличенным пробегом.

Автотранспортные предприятия обязаны при приеме заказа (заявки) поставить грузоотправителя (грузополучателя) в известность об увеличении расстояния перевозки.

Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку:
1. Подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям), с тем чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования.
2.

Заготовить товарно-транспортные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п. Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается непредъявленным.

В этих случаях грузоотправитель обязан оплатить стоимость пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки, а также штраф за простой автомобиля в ожидании погрузки. Отдельно предусмотрена законодательством и ответственность за неправильное оформление товарно-транспортных документов.

Вместе с грузом грузоотправитель обязан передать автотранспортному предприятию сертификаты, ветеринарные свидетельства или другие документы, необходимые для перевозки грузов в соответствии с санитарными и другими правилами.

Грузоотправитель не должен предъявлять к перевозке в одном автомобиле различные по своим свойствам грузы, если их совместная перевозка может привести к порче этих грузов.

При сдаче груза к перевозке грузополучатель имеет право проследить, правильно ли произведена погрузка на автотранспортные средства, учтены ли его пожелания по перевозке грузов (указанные в товарно-транспортных документах).

Автотранспортное предприятие имеет право отказаться от приема груза к перевозке, если:

а) груз предъявлен грузоотправителем в ненадлежащей таре или упаковке; б) предъявленный груз не предусмотрен заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а при междугородных перевозках – с назначением в другой пункт; в) вес предъявляемого груза, перевозка которого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъемность подвижного состава, поданного под погрузку согласно заказу или заявке; г) груз не может быть доставлен вследствие явлений стихию характера, из-за дорожных или климатических условий, вызвавших временное прекращение или ограничение перевозок грузов по автомобильным дорогам. При отказе от приема предъявленного к перевозке груза в случаях, предусмотренных пунктами “а”, “б” и “в”, автотранспортное предприятие взыскивает с грузоотправителя стоимость фактического пробег автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки в соответствии с тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Грузоотправитель не имеет права предъявлять, а автотранспортное предприятие принимать груз к перевозке в случаях, когда:

а) такая перевозка запрещена Уставом автомобильного транспорта (ст. 18); б) грузы товарного характера грузоотправителем не оформлю товарно-транспортными документами.

Перевозка грузов может производиться автотранспортным приятием как с выполнением транспортно-экспедиционных операций приему, сопровождению и сдаче грузов экспедитором (грузоотправителя, грузополучателя, самого транспортного предприятия), так и без такового. Однако в отношении некоторых видов грузов экспедиторское сопровождение является обязательным (см.

раздел 3). Если груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), последний обязан обеспечить явку экспедитора на место погрузки, груза к моменту прибытия подвижного состава.

Если экспедитор к моменту прибытия подвижного состава опоздал, грузоотправитель (грузополучатель) несет перед автотранспортным предприятием ответственность за простой подвижного состава, предусмотренную договором ст. 141 Устава автомобильного транспорта.

По истечении одного часа ожидания экспедитора грузоотправителя (грузополучателя) автотранспортное предприятие вправе вернуть подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках.

этом случае перевозка считается несостоявшейся, начисление за простой прекращается и автотранспортное предприятие о ответственности за невыполнение перевозки не несет. При приеме груза к перевозке водитель-экспедитор предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенные печатью автотранспортного предприятия.

Путевой лист дает право на въезд подвижного состава и находящихся в нем лиц, указанных в путевом листе, на территорию грузоотправителя и грузополучателя, если для этого не требуется оформления специального пропуска.

В тех случаях, когда для въезда (выезда) автомобиля требуются специальные пропуска, автотранспортные предприятия и грузоотправители (грузополучатели) должны в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом предусмотреть порядок выдачи указанных пропусков, имея в виду предварительную их подготовку, а также другие меры, направленные на рациональное использование подвижного состава.

Автотранспортные предприятия и грузоотправители (грузополучатели) могут в договорах предусматривать обязанность водителя-экспедитора предъявлять паспорт при получении ценных грузов к перевозке. Грузоотправитель (грузополучатель) может предъявлять к перевозке грузы с объявленной ценностью.

Он обязан объявить ценность следующих грузов: а) драгоценных металлов и изделий из них; драгоценных камней, предметов искусства, картин, статуй, художественных изделий, антикварных вещей, ковров, не имеющих прейскурантной цены, опытных машин, оборудования и приборов, на которые не утверждены цены; б) домашних вещей.

Не допускается объявление ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, за пломбами грузоотправителей, а также скоропортящихся и опасных грузов. Также не допускается объявление ценности части груза, перевозимого по одной товарно-транспортной накладной.

Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между автотранспортным предприятием и грузоотправителем (грузополучателем) стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт.

При предъявлении к перевозке груза с объявленной ценностью грузоотправитель обязан составить опись грузовых мест в трех экземплярах по установленной форме (приложение к настоящему параграфу), которые передаются автотранспортному предприятию.

После проверки описи один экземпляр возвращается грузоотправителю, второй остается в автотранспортном предприятии, а третий вручается грузополучателю при сдаче груза.

При сдаче грузоотправителем и приеме автотранспортным предприятием грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должен быть определен и указан в товарно-транспортной накладной вес этих грузов. Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием в товарно-транспортной накладной веса груза и количества грузовых мест.

Вес тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке и указывается на грузовых местах. Общий вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом веса на грузовых местах по трафарету или стандарту. Для отдельных грузов вес может определяться по соглашению сторон расчетным путем, по обмеру, объемному весу или условно.

Запись в товарно-транспортной накладной о весе груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем. Определение веса груза производится совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием техническими средствами грузоотправителя.

При перевозке грузов в крытых автомобилях и прицепах, отдельных секциях автомобилей, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение веса груза производится грузоотправителем. Грузы, имеющие маркированный вес нетто или брутто, перевеске не подлежат.

Водитель-экспедитор при отсутствии следов вскрытия тары или упаковки принимает такой груз у грузоотправителя согласно весу, указанному на маркировке.

Если предъявляются грузовые места одного стандартного размера в адрес одного грузополучателя, указание веса на каждом грузовом месте необязательно, за исключением случаев, когда государственными стандартами предусмотрено обязательное указание веса брутто и нетто на стандартных местах.

В этом случае в накладной в графе “Способ определения веса” проставляется “по стандарту”. Количество грузов нетоварного характера определяется по актам замера или актам взвешивания, составленным грузоотправителем (грузополучателем) совместно с автотранспортным предприятием.

При массовых перевозках грунта определение его количества может производиться геодезическим замером. Акт взвешивания составляется на основании контрольного взвешивания 5-10 автомобилей, после чего определяется средний вес груза в одном автомобиле соответствующей марки. При определении количества груза геодезическим замером общий вес груза устанавливается путем умножения объемных показателей геодезического замера на объемный вес груза, определяемый лабораторным методом. При изменении характера груза или других условий перевозок по требованию автотранспортного предприятия, грузоотправителя или грузополучателя производится новое контрольное взвешивание или определение объемного веса груза. Автотранспортное предприятие, грузоотправитель или грузополучатель не вправе отказаться от повторного взвешивания или определения объемного веса груза.

Автотранспортное предприятие во всех случаях может требовать дополнительной проверки количества или веса перевозимого груза. Результаты проверки должны быть занесены в товарно-транспортную накладную.

Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза будут замечены такие недостатки, которые вызывают опасения утраты, порчи или повреждения груза, грузоотправитель обязан по требованию автотранспортного предприятия привести тару или упаковку в соответствие с требованиями Устава автомобильного транспорта (ст. 52.). Максимальные размеры и вес одного места груза не должны превышать грузоподъемности и размеров кузова автомобиля, в который производится погрузка, с учетом отклонений, установленных Правилами дорожного движения.

Грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.д.), а также за применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его весу или установленным стандартам и техническим условиям.

Прием к перевозке грузов в части, не предусмотренной Уставом автомобильного транспорта и Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, производится в соответствии с правилами перевозок отдельных видов грузов.

16 февраля 2005

Ключевые слова: правила перевозок грузов, обязанности перевозчика, обязанности грузоотправителя, правила приемки груза, правила выдачи груза, автоперевозки документы

файлы для скачивания

  • ПРАВИЛА ПРИЕМКИ ГРУЗОВ К ПЕРЕВОЗКЕ  (формат MS Word,  45 Кб)

Другие публикации категории:

Источник: https://www.avtodispetcher.ru/doc/32.html

Правила и требования к упаковке грузов

Имеет ли право грузотправитель нарушить вид упаковки

21.05.2021

Первые вопросы, с которыми сталкивается участник ВЭД (внешнеэкономической деятельности), при общении с международным грузоперевозчиком и представителями таможни — что везете и какая тара? Для этого, конечно, есть причины.

Тара (или упаковка) для конкретного груза должна строго соответствовать, предъявляемым к ней, требованиям и правилам. Выполнение их необходимо для беспроблемного прохождения через таможню.

Сейчас производится достаточно большое разнообразие тары и оберточных материалов — есть из чего выбрать.

Виды упаковки

Вся используемая сегодня упаковка классифицируется по четырем основным признакам:

  1. По кратности использования: одноразовая (однооборотная) – картонные и жестяные коробки, бумажные и полиэтиленовые мешки, термоусадочная пленка, вакуумная упаковка, оберточные материалы и пр. Многооборотная — различается по принадлежности: а) общего использования, б) для предприятий общественного питания, в) инвентарная (тара поставщика);
  2. По жесткости: жесткая — деревянная, металлическая, стеклянная, пластмассовая. Полужесткая — картонная, плетеная, пластиковая. Мягкая — тканевая, бумажная, пластиковая;
  3. По виду материала: деревянная, металлическая, стеклянная, керамическая, картонно-бумажная, пластмассовая, комбинированная;
  4. По специализации: универсальная – ящики, мешки, коробки; специализированная — канистры, газовые баллоны; потребительская — разовая первичная тара: банки, тубы, пакеты, стаканы, канистры.

Крупногабаритные товары могут ехать без упаковки (или обернутыми в термоусадочную пленку), прикрепленными к полу.

Пример упаковывания термоусадочной пленкой

Использование для транспортировки паллет (поддонов) значительно сокращает время погрузочно-разгрузочных работ и сохранность товара. Некоторые грузы, уложенные на паллеты, дополнительно укрепляют крепежными лентами, пленками или деревянной обрешеткой.

Согласно письму Россельхознадзора от 24 июня 2021 г. № ФС-ЮШ-3/11490 при ввозе на территорию Российской Федерации товаров в древесной упаковке, должностные лица таможенных органов направляют такие товары на фактический контроль в Россельхознадзор. Во избежании отбора проб с деревянных паллет, они должны быть профумигированы и иметь подтверждающие клеймо.

При использовании любого вида упаковки грузов необходимы также различные вспомогательные материалы:

  • элементы крепежа и защиты грузов (уголки картонные, скобы, пряжки, уголки пластиковые);
  • проволока (гвоздильная, вязальная);
  • захваты различных типов;
  • канаты;
  • крюки и пр.

Официальные документы — о требованиях к упаковке

Не существует единого документа, где были бы собраны все требования. О правилах упаковки можно прочитать в следующих документах:

  • ГОСТ Р 51121-97 — Приложение А — Перечень государственных стандартов, регламентирующих требования к маркировке непродовольственных товаров.
  • ГОСТ Р 51074-2003 — Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.
  • Технический регламент Таможенного союза “О безопасности упаковки” (ТР ТС 005/2011), вступивший в силу с 01.07.2012 г., устанавливает требования к упаковке, которая является готовой продукцией и обращается на рынке Таможенного союза, как отдельный товар.
  • Основные правила интерпретации ТН ВЭД РФ № 5 определяют классификацию и таможенное оформление упаковок, являющихся неотъемлемой частью товара: футляры музыкальных инструментов, фото-аппаратуры, ружей, ожерелий.
  • Устав автомобильного транспорта РСФСР и Правила перевозки грузов автомобильным транспортом определяют требования к упаковке и ответственность грузоотправителя.
  • Международный кодекс морской перевозки опасных грузов.
  • Руководство по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях Союза ССР.

Перечень фактических общих требований к упаковке грузов

Тарные и штучные грузы, предъявляемые к перевозке грузоотправителем, должны иметь транспортную упаковку, удовлетворяющую следующим требованиям:

  1. Грузы для международной перевозки, должны иметь исправную тару и упаковку, которая в свою очередь должна быть чистой, сухой, без внешних повреждений и доступа к содержимому;
  2. Характер упаковки должен соответствовать содержимому груза его массе, и обеспечивать сохранность содержимого внутри упаковки;
  3. Отдельные единицы груза не должны быть связаны между собой, должны легко отделяться для проведения проверки;
  4. Внутритарные вложения должны быть уложены плотно, и не содержать пустот.
  5. Упаковка (при повторном использовании) не должна носить следов старой маркировки груза и манипуляционных знаков, не соответствующих настоящим вложениям;
  6. Запрещается упаковка обычных грузов в коробки (тару) с маркировкой опасного груза;
  7. Упаковка в одну коробку (тару) опасных грузов вместе с какими-либо другими грузами также запрещается;
  8. Опасные грузы должны иметь специальную сертифицированную тару;
  9. Упаковка грузов, требующих особые условия хранения и перевозки, должны содержать соответствующую маркировку, манипуляционные знаки и предписывающую инструкцию по обращению с ними;
  10. Грузы в стеклянной таре и изделия из стекла принимаются плотно упакованными в деревянные ящики;
  11. Ценные грузы передаваемые к перевозке, должны иметь опломбированную упаковку. Ненарушенная пломба должна иметь ясные оттиски цифровых или буквенных изображений, № пломбы отражается в сопроводительной документации;
  12. Грузы в мягкой (непрочной), ветхой или нарушенной упаковке, не обеспечивающей сохранность и целостность содержимого при перевозке, для международной транспортировки не принимаются;
  13. Опасные (легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и радиоактивные) грузы, грузы с содержанием наркотических и психотропных веществ, а также грузы, оборот которых запрещен на территории РФ, для перевозки обычными средствами не принимаются;
  14. Упаковка неопасных грузов с особыми свойствами (например, музыкальных инструментов, металлических труб) должна быть организована таким образом, чтобы при обычных мерах обращения (перевозке, погрузке-разгрузке и т.д.) обеспечивалась его сохранность, а также исключалась возможность повреждения другого груза. Требования, предъявляемые к упаковке груза, могут иметь отличия, зависящие от вида транспорта, которым осуществляется перевозка.

Вас также может заинтересовать

30.01.2021

Специалист по таможенному оформлению

Если в западных странах профессия специалиста по таможенному оформлению не только известна, но и весьма востребована уже как минимум сотню лет, то в России она появилась только после распада Советского Союза и перехода экономики РФ на рыночные рельсы.

Источник: https://www.lux-line.ru/blog/pravila-i-trebovaniya-k-upakovke-gruzov.html

Ответственность транспортной компании за груз

Имеет ли право грузотправитель нарушить вид упаковки

Даже если вы грамотно выбрали транспортную компанию, от несчастных случаев никто не застрахован. В процессе перевозки груз может получить повреждения, а серьезное ДТП может его вообще уничтожить.

В большинстве случаев перевозчик несет полную ответственность за целостность и сохранность груза. Впрочем, возможны спорные ситуации, и если дело доходит до суда, разбирательства могут закончиться не в пользу заказчика.

В этой статье мы рассмотрим, какова ответственность транспортной компании за груз и как поступать в спорных случаях.

Законодательство

Основной документ, в котором заказчик и перевозчик оговаривают зоны ответственности, – договор перевозки. Взаимоотношения между сторонами регулируются в Гражданском кодексе РФ – точнее, в главе 40 («Перевозка»).

Стоит отметить: как нередко случается в российском законодательстве, ГК дает лишь очень общее представление об ответственности транспортной компании за груз. Положения кодекса применяются ко всем перевозкам, в том числе пассажирским.

Согласно кодексу, перевозчик принимает ответственность за сохранность после того, как фактически получил груз от заказчика. Ответственность транспортной компании за груз распространяется на весь период перевозки – то есть до момента, когда грузополучатель принимает товар.

Еще один важный момент: презумпция невиновности в спорах между поставщиками и перевозчиками не работает. Напротив, чтобы избавиться от ответственности за груз, транспортная компания должна доказать, что груз получил повреждения или прибыл заказчику не полностью в силу обстоятельств, которые она не могла предусмотреть и предотвратить.

Когда транспортная компания не несет ответственность за груз?

Есть несколько причин, по которым ответственность компании за груз снимается. Чаще всего это:

  • обстоятельства, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя;
  • недостатки или повреждения упаковки или тары, которые участники перевозки не заметили при первичном осмотре груза;
  • особенности груза, не указанные в договоре перевозки;
  • ошибки в оформлении документов, некорректно возлагающие ответственность на транспортную компанию.

Для разных видов транспорта существуют собственные исключения. Так, согласно статье 95 Устава железнодорожного транспорта РФ, при транспортировке поездом перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз получил повреждения из-за его особых естественных свойств;
  • влажность груза превышает норму.

Кроме того, в статье 118 УЖТ РФ говорится, что перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз прибыл в исправном опломбированном вагоне или контейнере без перегрузок в пути;
  • груз получил повреждения в силу естественных причин при перевозке в открытом подвижном составе;
  • представитель отправителя (или получателя) сопровождал груз.

Для морских перевозок в статье 166 Кодекса торгового мореплавания РФ указан целый ряд причин. В частности, это:

  • стихийные бедствия и непредвиденные ситуации (например, если судно село на мель, не обозначенную в лоции);
  • спасение людей и имущества;
  • пожар, возникший не по вине перевозчика;
  • действия властей (арест, карантин и так далее);
  • военные действия, забастовки и народные волнения;
  • недостаточность или неясность марок;
  • навигационная ошибка экипажа судна (статья 167 КТМ РФ).

Стоит отметить, что для освобождения от ответственности перевозчику недостаточно просто сослаться на одно из вышеперечисленных обстоятельств. Повторимся: транспортная компания должна доказать, что груз не удалось доставить в целости и сохранности именно по причине, которая снимает с нее ответственность.

Освобождается ли перевозчик от ответственности в результате ДТП?

Ответственность сторон при автомобильных перевозках – отдельный вопрос. Чаще всего спорные ситуации между грузоотправителем и перевозчиком возникают, если водитель попал в ДТП по вине третьего лица.

В судебной практики есть и случаи, когда транпортная компания несла ответственность за груз после аварии, и обратные. Обычно арбитражный суд не считает ДТП, произошедшие не из-за перевозчика, обстоятельством непреодолимой силы.

Чтобы снять ответственность с транспортной компании за груз, нужно не только доказать виновность третьего лица, но и подтвердить, что водитель соблюдал ПДД и действовал с максимальной осмотрительностью, но не смог предотвратить ДТП.

В любом случае, чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с автомобильными перевозками, рекомендуется страховать грузы. Кроме того, суды признают страхование одной из мер предотвращения ДТП и их последствий.

Составляя договор перевозки, важно четко разграничить ответственность за груз между транспортной компанией, отправителем и получателем. Нельзя допустить, чтобы в перевозки были «прогалы» – периоды, когда за груз никто не отвечает.

Чаще всего границы ответственности транспортной компании за груз регламентируются так:

  • моментом приёмки груза к перевозке считается подписание первого торгово-сопроводительного документа;
  • ответственность за груз переходит от транспортной компании к грузополучателю, как только водитель получил документ с отметкой о приемке.

Помимо этого важно уточнить, вид ответсвенности за груз:

  • попалетная;
  • покоробочная;
  • поштучная;
  • артикульно-покоробочная (когда помимо количества коробов грузополучатель сверяет артикулы).

К примеру, если водителю выдали 8 палет товара, он обязан передать эти 8 палет грузополучателю. Если на этих палетах оказалось меньше товара, чем ожидал грузополучатель (но упаковка груза при этом не нарушена), транспортная компания за это ответственности не несет.

Если водитель заметил недостачу или брак при приемке к грузоперевозке (до того, как транспортная компания приняла ответственность за груз), ситуацию лучше исправить на месте: привести предъявляемое к перевозке количество груза в соответствие с документами или заменить поврежденный товар. Если это невозможно, нужно составить акт о приемке груза с пометкой о том, что водитель принял заведомо неправильный объем груза или заведомо бракованный товар.

В точке выгрузки нужно убедиться, что грузополучатель корректно оформил торгово-сопроводительные документы. Если он обнаружил недостачу, брак или повреждение груза, необходимо составить акт по форме ТОРГ-2 до того, как водитель получил документы о приемке груза грузополучателем. Иначе заказчик перевозки не сможет выставить транспортной компании претензию.

Практика

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых между грузополучателем и перевозчиком может возникнуть спор.

Ситуация первая: водитель привез груз в целости и сохранности с исправной пломбой. На выгрузке грузополучатель потерял одну из коробок. Водитель эту ситуацию не проконтролировал. В итоге ответственность за груз несет транспортная компания, так как водитель не еще не подписал документы о приемке (если зоны ответственности корректно прописаны в договоре перевозки).

Ситуация вторая: во время выгрузки грузополучатель обнаружил недостачу. Однако водитель уже получил документы и уехал. Акт по форме ТОРГ-2 пришлось составлять без его участия.

Доказать ответственность транспортной компании за груз будет практически невозможно, так как грузополучатель заметил недостачу слишком поздно.

Чтобы обезопасить себя от претензий, которые вы потом не сможете выставить на транспортную компанию, укажите в договоре с грузополучателем, что компания-заказчик не принимает претензии, если документы на груз составлены неправильно (то есть в акте нет подписи водителя, а на экземплярах водителя нет отметки о составлении акта).

Как транспортная компания возмещает ущерб?

Согласно ГК РФ, существует три варианта компенсации ущерба:

  • если груз прибыл не полностью, перевозчик компенсирует стоимость утерянных единиц;
  • если груз получил небольшие повреждения, транспортная компания возмещает сумму, на которая понизилась его стоимость;
  • если у груза есть объявленная стоимость, перевозчик компенсирует ее долю, которая соответствует утерянной или поврежденной доле груза, – или объявленную стоимость полностью, если груз утерян полностью или получил повреждения, после которых его невозможно восстановить.

Поэтому при составлении иска к транспортной компании нужно обозначить соответствующие цифры в соответствии с договором перевозки.

Чтобы отслеживать груз на каждом этапе транспортировки, компании-производителю нужна качественная система управления перевозками. TMS Artlogic удобна тем, что данные о грузе хранятся в облаке, поэтому все участники цепочки поставок могут оперативно реагировать на экстренные ситуации, минимизируя последствия.

Источник: https://www.artlogics.ru/blog/otvetstvennost-transportnoj-kompanii-za-gruz/

Тара и упаковка груза

Имеет ли право грузотправитель нарушить вид упаковки

Упаковка должна быть. Требования к упаковке разные. Но это – единое и главное для всех. Правда, есть одно исключение. Оно касается крупногабаритной техники, материалов, сооружений и так далее. При их перевозки требования к упаковке смягчены – она необязательна.

 Тара – это защита. Чего и от кого?

Основной принцип, которым вы должны руководствоваться при выборе тары – помнить, что в первую очередь выбираете защиту:

  • Содержимого – от порчи, ударов, разрушений, поломок и доступа третьих лиц
  • Соседних грузов и самолета – от загрязнений, царапин, порезов, ударов
  • Самолета – от нарушений его целостности, герметичности, исправности
  • Экипажа и пассажиров – от угрозы жизни и здоровью.

Чтобы обеспечить все эти виды защиты, к таре и упаковке предъявляют ТРИ требования.

Первое — возможность надёжной фиксации на борту. Взлеты, посадки, турбулентность… Ваш контейнер необходимо будет закрепить перед полетом. Предусмотрите, как это сделать.

Второе — чистота самой коробки, ведь ваш груз будет не один в самолёте

Третье — отсутствие на ней острых, царапающих углов или выступающих частей.

 Какая транспортная тара нужна именно вам?

Везете что-то хрупкое? Электрику, оргтехнику, светильники, оптику? Вам подойдут деревянный бокс или жесткая упаковка.

Дерево прочно защищает от повреждений, удобно при транспортировке на дальние расстояния, например, если нужна доставка в Якутск. Жесткая упаковка – это обрешетка.

Ее стоит использовать, если габариты коробки не позволяют задействовать ящик. Обрешетка тоже хорошо защищает и электронику, и посуду, и стеклянные изделия.

Транспортируете что-то мягкое или сыпучее? Одежду, текстиль, корма для животных, крепежные материалы, печатную продукцию? Вам вполне подойдет мешок.

Крупная бытовая техника, мебель могут быть упакованы в воздушно-пузырьковую плёнку, и затем обмотаны скотчем.

Детские игрушки, медицинские препараты можно упаковать в обычную картонную коробку. Она хорошо справится с защитой небольших по размеру вещей, которые не боятся ударов и сотрясений.

Животных лучше всего перевозить в пластиковых “переносках”. Они гладкие, без острых углов и зазубрин, снабжены зарешеченными окнами и дверцами.

Опасные грузы, оружие перевозят в металлических сейфах или специальных перевозочных комплексах, обеспечивающих несколько уровней защиты.

Внимательно отнеситесь к таре и упаковке грузов в виде стеклянных флаконов и ампул. Предварительно каждый из них нужно обернуть в несколько слоёв бумаги или воздушно-пузырьковую пленку. А зимой – дополнительно проложить ватой. Затем ампулы укладываются в картонные коробки.

Биопрепараты в ампулах перевозят по тем же правилам: предварительно проложив мягкими материалами. Но упаковывают их не в картонные коробки, а в деревянные ящики. Если розлив биоматериала может быть опасным для окружающих (в случае транспортировки, например, проб крови заражённого человека или животного), информацию об этом в обязательном порядке следует нанести на ящик. 

Перевозка животных

При транспортировке животных речь идет не только об их безопасности, но и комфорте, а также – психологическом состоянии. Особенно это важно, если путь предстоит неблизкий, например, нужно доставить живой груз самолётом.

Из требований безопасности позаботьтесь о том, чтобы контейнер надежно закрывался. Не имел таких щелей, через которые животное может выбраться или просунуть лапу с когтями. Имел непромокаемое дно или поддон. Материал коробки или ящика должен быть гладким, без заноз, зазубрин, торчащих гвоздей и так далее.

И в целях комфорта очень важно, чтобы внутри бокса было просторно – у животного должна быть возможность встать. И лежать, полностью вытянувшись. На дно постелите мягкую подстилку, и поверх нее – впитывающую пеленку. Конечно, контейнер должен хорошо вентилироваться и обеспечивать беспрепятственный доступ воздуха.

Предусмотрите, каким способом бокс будет транспортироваться – он должен иметь ручки или колёса. И, конечно, возможность фиксирования. 

Транспортировка скоропортящейся продукции

Продукты, требующие особого температурного режима, следует упаковывать в термобоксы, прокладывать охлаждающими элементами. Не все воздушные суда оборудованы холодильными отсеками. Кроме того, контейнер будет перемещаться из одних температурных условий в другие при погрузке/выгрузке. Это не должно отразиться на его состоянии.

Мясо и рыбу следует поместить в водонепроницаемую тару.Фрукты и овощи можно перевозить в ёмкостях, имеющих вентиляционные отверстия. Если тара скоропортящейся продукции – несоответствующая, грузоотправитель обязан указать в накладной, что принимает на себя всю ответственность за состояние груза. 

Упаковка опасных грузов

При упаковке опасных грузов нужно учитывать физико-химические свойства веществ, степень реакции на изменение давления, температуры, удары.

  • При перевозке газов упаковка груза должна быть герметичной, защищать от распространения газа по салону воздушного судна.
  • Кислоты следует упаковывать в стойкие к их воздействию материалы. В случае протечки под угрозой могут оказаться обшивка воздушного судна, его механизмы. Следовательно – безопасность самого полета.
  • Взрывоопасные вещества, как правило, кладут в прочные металлические контейнеры.
  • Радиоактивные вещества перевозят в специальных защитных комплексах. Они обеспечивают радиозащиту, охлаждение, поддержание нужного давления, ограничение расстояния. Перед отправкой такой комплекс проверяют на мощность излучения – на расстоянии метра оно не должно превышать 50 мбар/час. 

Маркировка

Ваш груз надёжно и по правилам упакован. Теперь позаботьтесь о маркировке. Ее наличие обязательно, и наносится она в соответствии с ГОСТОМ. Его номер в случае опасных грузов – 19433-81, во всех остальных – 14192-77. Если используете многоразовую тару, все старые маркировочные надписи, наклейки нужно удалить.

ОБЯЗАТЕЛЬНО указывать, если содержимое требует особого отношения. Например, если груз – хрупкий. Причем допустимо отставлять не только условные обозначения, пиктограммы, но и надписи в свободной форме, например “Не кантовать”, “Осторожно: хрупкое!”, “Не переворачивать” и так далее.

В случае перевозки опасных, взрывчатых, ядовитых веществ их характер обязательно указывается при маркировке.

В маркировке пишется, откуда отправлен груз и куда он следует. Сколько грузовых мест занимает и каковы их порядковые номера. Туда же вносится информация о весе и номере накладной.

Данные получателя необходимо внести в полной, зарегистрированной форме. Все промежуточные пункты стыковок и перегрузок необходимо указать.

Грузы, которые отправляют с “объявленной ценностью”, не только маркируют, но еще и пломбируют. Пломбы также ставят на боксы с опасным грузом. 

Когда тара и упаковка грузов может быть вскрыта?

Закон допускает случаи, когда тара и упаковка грузов может быть вскрыта без присутствия отправителя и получателя. Это может быть сделано по двум причинам: для сохранности самого отправления или в целях безопасности. В частности:

  • Когда контейнер или пломбы оказались повреждены.
  • Отсутствуют сопроводительные документы.
  • На вскрытии настаивают сотрудники служб безопасности при подозрении на некую угрозу.
  • Открыть коробку требуют специалисты госорганов.

Есть строгий регламент, определяющий порядок вскрытия при авиадоставке грузов. Его должна проводить целая комиссия: представители перевозчика, логистической компании. Они составляют акт, где описывают причину вскрытия, характер повреждений (если они есть), состояние содержимого, его вес. Акт подписывает авиакомпания. Затем все должно быть помещено обратно, закрыто и опломбировано.

Содержимое могут и переупаковать. Например, если коробка (контейнер) летит, скажем так, “с пересадкой”, то есть через трансферный пункт, и прибыла к месту трансфера поврежденной.

В этом случае все проводится по тому же регламенту: комиссия осматривает контейнер, составляет акт, приходит к выводу, что требования к таре и упаковке нарушены, груз или безопасность окружающих могут пострадать. Дальше в таком виде отправление лететь не может – его нужно переупаковать. 

В каких случаях груз могут не принять на борт?

  • Если тара не соответствует типу груза, не обеспечивает должную защиту
  • Когда коробка повреждена или риск ее разрушения велик
  • Если в качестве упаковки используется сено или солома
  • Если сыпучие вещества помещены в бумажные пакеты
  • Если груз в мягкой упаковке не обмотан прочными веревками или скотчем.

Источник: https://skyservice.aero/blog/tara-i-upakovka-gruza/

Правила приема груза к перевозке

Имеет ли право грузотправитель нарушить вид упаковки

Автоперевозки грузов состоят из транспортировки товара на основании принятых в определенной форме планов. Кроме того, доставка происходит после заключения договора перевозки грузов.

Если подобный договор был заключен, то отправитель товара предоставляет в фирму-автоперевозчик определенную заявку, а если договор перевозки грузов отсутствует, то компания-перевозчик получает единичный заказ.

Общая информация

Предварительная заявка должна быть предоставлена компании-автоперевозчику в сроки, прописанные в договоре. Если автотранспортное предприятие согласно, то грузоотправитель может отправить заявку на грузоперевозку при помощи телефонограммы, в которой укажет все необходимые данные.

В зависимости от масштабности и вида транспортировки компания-перевозчик выберет тип и число грузовиков, которые будут участвовать в доставке грузов.

В обязанности фирмы-перевозчика входит своевременная подача автовоза в каждый погрузочный или разгрузочный пункт, который будет прописан в переданной заявке или в одиночном заказе. Кроме того, передвижной состав должен иметь качественное состояние для доставки конкретного вида груза, включая и очищающую обработку автомобилей.

Если передвижной состав был подан в некачественном для доставки товаров виде, то это приравнивается к тому, что он не был подан вообще. По данному факту грузоотправитель должен составить специальный акт определенной формы.

Если в течение определенного месяца автотранспортное предприятие не выполнило план по предоставлению необходимых подвижных составов, то вторая сторона транспортного договора имеет право в течение следующего квартального месяца потребовать от транспортной компании выделения дополнительных автомобильных средств для доставки недогруженного товара. Если транспорт не был предоставлен в текущем квартале, то это должно произойти в первом месяце последующего квартального периода.

Выделение дополнительных автовозов для доставки недогруженного товара происходит в согласованном между фирмой-автоперевозчиком и отправителем или получателем товара порядке. Если одна из сторон не выполняет принятые на себя обязательства, то она несет ответственность, предусмотренную договором или уставом автомобильного транспорта.

Маршрут, по которому предприятие-перевозчик будет доставлять товар, должен быть наиболее коротким. Исключением могут быть лишь случаи, когда дорожная обстановка не позволяет это сделать, и водителям-дальнобойщикам приходится двигаться по более длинному пути. Если это произошло, то предприятие-перевозчик обязано сообщить заказчику об изменении маршрута еще при приеме заявки (заказа).

Прием груза к перевозке должен происходить с соблюдением грузоотправителем следующих условий:

  • для более разумного использования автомобильных средств и сохранения товара при передвижении его отправитель должен подготовить его к транспортировке (упаковать, разместить по группам в зависимости от конкретного места прибытия);
  • приготовить товарно-транспортные накладные (ТТН) и другие нужные бумаги, а если понадобится, и бланки пропусков, разрешающие передвижение по погрузочно-разгрузочной территории.

Если отправитель товара не привел вовремя груз в качественное состояние, и оно не соответствует правилам транспортировки, то товар считается не предъявленным.

В этой ситуации с его стороны должна быть выполнена оплата стоимости автомобильного пробега в обе стороны от района подачи транспортного средства до территории погрузки. Помимо этого, производится оплата простоя автомобиля.

Также, в законодательных документах прописаны штрафные санкции и ответственность сторон за неправильную форму заполнения товарно-транспортных накладных (ТТН).

Товар должен передаваться отправителем компании-перевозчику в сопровождении необходимых сертификатов, санитарных справок и остальных документов, свидетельствующих о том, что его состояние соответствует безопасности и остальным нормам.

Перевозимые в одном транспортном средстве товары должны иметь идентичные свойства. В противной ситуации, их совместная перевозка может грозить порчей товара.

Во время передачи товара от его отправителя к фирме-автоперевозчику заказчик вправе проследить, насколько качественно он был загружен в транспортное средство, а также учел ли перевозчик его рекомендации к доставке, которые были прописаны в товарно-транспортных документах.

Фирма-автоперевозчик вправе не согласиться с приемкой товара в следующих ситуациях:

  • упаковочный материал или тара переданного к доставке груза имеет повреждения или другие отклонения от нормы;
  • поступивший груз, непрописанный в заявке, должен будет перевозиться одиночным заказом, а если ожидается междугородняя перевозка, то его необходимо отправить в другой населенный пункт;
  • если поступивший груз должен перевозиться на одном транспортном средстве, а его масса превышает допустимый вес подвижного состава, который был подан для погрузки товара по заявке или заказу;
  • невозможность транспортировки товара из-за неуправляемых явлений, погодных условий или препятствий на дороге, которые вызвали остановку или сдерживание доставки грузов автомобильным способом на определенный промежуток времени.

Если отказ от приема товара был вызван первыми тремя перечисленными пунктами, то заказчик обязан выплатить фирме-автоперевозчику компенсацию денежных средств, потраченных последним на фактический пробег транспорта в обе стороны от того места, откуда тронулся автомобиль, до места предполагаемой погрузки. Данная компенсация рассчитывается исходя из тарифных ставок на автомобильную доставку грузов.

Отправитель товара не имеет права предлагать, а компания-автоперевозчик принимать к транспортировке груз в определенных ситуациях:

  • на подобную транспортировку наложен запрет 18 статьей автомобильных правил;
  • товарный тип груза не прописан в товарно-транспортной накладной (ТТН);

Предприятие-автоперевозчик может перевозить грузы как после выполнения всех необходимых операций по их приему, их передаче экспедитором и сопровождению, так и без их наличия.

Экспедиторское сопровождение

Тем не менее, существуют определенные типы грузов, для доставки которых экспедиторское сопровождение является необходимым.

Если экспедитор представляет сторону заказчика, то последний должен позаботиться о том, чтобы сопровождающее лицо вовремя явилось на место погрузки товара, когда прибудет передвижной состав.

Если данное условие не было соблюдено, и экспедитор опоздал, то получатель (отправитель) товара должен нести перед компанией-перевозчиком ответственность за задержку передвижного состава. Это прописано в 141 статье автомобильных правил.

Компания-перевозчик может подождать приезда экспедитора со стороны отправителя (получателя) товара в течение одного часа.

Если по истечению этого времени сопровождающее лицо так и не появилось, то транспортная фирма имеет право возвратить грузовик на место или использовать его на остальных линиях перевозок.

Возникшая ситуация превращает перевозку в несостоявшуюся, оплата простоя перестает начисляться, а с компании-транспортировщика снимается ответственность за невыполнение договоренностей по перевозке.

Действия водителя-экспедитора

Когда водитель-экспедитор принимает товар к транспортировке, он показывает его отправителю служебный документ, а также путевой лист с печатями компании-перевозчика.

Последний необходим для того, чтобы передвижной состав с расположившимися в нем людьми, список которых перечислен в путевом листе, смогли попасть на территорию отправителя или получателя груза.

В отдельных ситуациях, для этого необходимо оформление специального пропуска.

Так как выдача специальных пропусков предусматривает их предварительное изготовление и подготовку, то, при их необходимости для въезда или выезда транспортного средства с территории, компания-перевозчик и отправитель или получатель товара должны предусмотреть процедуру их выдачи в договорах. Такие специальные пропуска входят в число мер, направленных на правильное использование автопоезда.

Отдельные моменты получения дорогостоящих товаров водителем-экспедитором могут быть прописаны в договорных бумагах перевозки. Например, компания-перевозчик и отправитель или заказчик груза могут отметить, что ценные товары водитель должен получать только после предъявления паспорта.

Транспортировка ценных товаров

В определенных случаях в транспортировке нуждаются товары с объявленной ценностью. Отправитель или заказчик товара должны объявить ценность перечисленных далее видов грузов:

  • дорогостоящие металлы и предметы, изготовленные из них; памятники старины, скульптуры, драгоценности, живопись, антиквариат, художественные изделия, ковры ручной работы, оборудование, машины и механизмы для опытов с не утвержденными на них ценами;
  • предметы обиходного применения;

Товары с небольшим сроком использования, опасные, навальные, насыпные, жидкие и запломбированные грузы не могут быть объявлены ценными. Кроме того, в одной товарно-транспортной документации не может быть записано сразу два вида грузов: простые и ценные.

Объявленная ценность должна быть не выше, чем реальная стоимость товара. Если две стороны автоперевозки не могут договориться о величине ценности товара, то ее определением должна заняться экспертиза, результаты которой прописываются в специальном акте.

Транспортировка ценных грузов должна сопровождаться описью грузовых мест, составленной отправителем груза в трех образцах по определенной форме.

Все три экземпляра должны быть переданы компании-автоперевозчику.

Транспортная фирма проверяет опись, после чего один лист возвращается заказчику, второй остается на руках у перевозчика, а третий передается получателю груза после его доставки до места назначения.

Если происходит транспортировка навальных, насыпных, жидких грузов или товаров в контейнерах, то товарно-транспортная накладная на них должна содержать массу этих грузов.

Товар, перевозимый в таре или штучным способом, допускается до транспортировки только, если в товарно-транспортной документации прописана его масса и число грузовых позиций. При этом, отправитель товара должен еще до момента его передачи определить его вес и записать его на грузовых позициях.

Общая товарная масса выясняется при помощи действий на весах или пересчета грузовых позиций по единому стандарту. При этом, вес специальных видов груза может быть рассчитан примерно или по объемной массе, если это устраивает обе стороны операции.

Товароотправитель должен сделать пометку в товарно-транспортной документации о массе груза и способе ее выяснения.

Вес товара определяется при помощи технических средств его отправителя. При этом, участие в данном процессе принимают обе стороны.

Самостоятельное выяснение массы груза со стороны его отправителя происходит в тех ситуациях, когда транспортировка товара производится в машинах крытого типа, прицепах, отдельных автомобильных секциях, цистернах или контейнерах, на которых стоит пломба (знак) грузоотправителя.

Если товар имеет маркированный общий или конкретный вес, то его не нужно перевешивать. Водитель-экспедитор должен проверить целостность тары или упаковки и при отсутствии повреждений на ней принять такой груз у его отправителя, согласившись с весом, указанным на маркировке.

Если предстоит транспортировка товаров, имеющих один стандартный размер и перевозимых одному заказчику, то совсем необязательно указывать вес на каждой грузовой позиции. Исключением являются ситуации, когда обязательное указание массы товара предусмотрено государственными нормами. При этом, в накладной заполняется графа «Способ определения веса», в которой прописывается «по стандарту».

Если перевозка будет состоять из грузов не товарного вида, то их численность определяется по свидетельствам замера или взвешивания, которые составляются совместно обеими сторонами. Определение количества грунта при его масштабных перевозках происходит при помощи геодезического замера.

Основанием для составления акта взвешивания служит контрольное взвешивание нескольких автомобилей, после которого происходит определение среднего товарного веса в одном автомобильном средстве определенной марки.

Геодезический замер количества груза происходит следующим образом: масштабные показатели этого замера умножаются на объемный вес товара, который определяется лабораторным способом.

Если какая-то из сторон транспортировки заявляет об изменении свойств груза или других требований перевозки, то необходимо произвести еще одно контрольное взвешивание или заново определить объемную массу груза.

Ни одна из сторон, будь то компания-перевозчик, отправитель товара или его получатель, не имеет возможности отказаться от повторной процедуры взвешивания или выяснения объемной массы товара. В любом случае, фирма-автоперевозчик вправе потребовать дополнительную проверку количества или массы товара, чьи результаты необходимо внести в транспортные документы.

Если, во избежание порчи, кражи или повреждения груза, необходимо наличие тары, то она должна быть подготовлена к транспортировке в целостном состоянии в соответствие с государственными стандартами и техническими условиями.

Отдельные случаи разрешают иную исправную тару, необходимую для обеспечения полной целостности груза.

При транспортировке продуктов сельского хозяйства может использоваться тара, имеющая нестандартные размеры или форму, которая способствует их полной сохранности.

При обнаружении транспортным предприятием повреждений на таре оно вправе потребовать с грузоотправителя их исправления и приведение упаковки в надлежащий вид, отвечающий требованиям 52 статьи автомобильного устава.

На отправителя товара ложится вся ответственность за последствия от некачественно выполненной внутренней упаковки (деформацию, трещины, течь и т.п.). Кроме того, заказчик транспортировки отвечает за использование упаковки или тары, которая не подходит под свойства, массу, стандарты или технические качества товара.

Транспортировка и прием к ней товаров, не попадающих под общие правила автомобильных грузоперевозок, происходят в соответствие с порядком транспортировки отдельных видов товара.

: Срывы погрузки

  • Анастасия
  • Распечатать

Источник: https://dispetcher-gruzoperevozok.biz/usloviya-priema-gruza-dlya-ego-dalnejshej-perevozki/

Ваш закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: