Источник повышенной опасности по пдд

Содержание
  1. Ответственность владельца источника повышенной опасности при ДТП – Автоюрист онлайн
  2. Что такое средство повышенной опасности
  3. Автомобиль — источник повышенной опасности
  4. Обязательства владельца источника
  5. Причинение и возмещение вреда
  6. Нормативная регламентация
  7. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности: судебная практика
  8. Повышенная опасность и ее источники
  9. Животные как источник опасности
  10. Кто отвечает за вред
  11. Автомобиль источник повышенной опасности
  12. Автомобиль – источник повышенной опасности на дорогах
  13. Повышенная ответственность
  14. Автомобиль – НЕ является источником повышенной опасности
  15. Источник повышенной опасности: правовые основы и определение понятия
  16. Ответственность водителя при наезде на пешехода
  17. Ответственность пешехода при ДТП
  18. Наезд на пешехода на пешеходном переходе
  19. Обстоятельства непреодолимой силы
  20. Что такое “неположенное место” с точки зрения ПДД
  21. Распределение вины между пешеходом и водителем
  22. Наезд на пешехода, упавшего с тротуара
  23. Источник повышенной опасности – автомобиль
  24. вред причиненный источником повышенной опасности
  25.                Вред причиненный источником повышенной опасности, что это значит:
  26. Почему именно собственники и законные владельцы — логика государства
  27. Когда собственник   или владелец  НЕ должен возмещать вред причиненный источником повышенной опасности
  28. В каких случаях собственник должен возмещать вред причиненный источником повышенной опасности:
  29. На практике не все так просто
  30. Об определении размера вреда
  31. Ответственность в статье 1079 ГК РФ за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих
  32. Источник повышенной опасности и правовые аспекты применения ст. 1079 ГК РФ
  33. Важные документы высших судов

Ответственность владельца источника повышенной опасности при ДТП – Автоюрист онлайн

Источник повышенной опасности по пдд

В нормах гражданского законодательства существует определение источника повышенной опасности (далее — ИПО). Он рассматривается в контексте нескольких характеристик, которые раскрывают его сущность.

В практике и юридической науке выделяют такие признаки:

  1. Различные рабочие процессы, которые совершает человек с использованием специального оборудования. При этом исключается постоянная возможность контролировать процесс, из-за чего возникает опасность для окружающих.
  2. Технические объекты или природные явления, которые не поддаются полному человеческому управлению, поэтому не исключается возможность оказания вреда здоровью или имуществу других граждан.
  3. Вещи материального характера (например, техника или автоматизированные предметы), которые в процессе работы могут выйти из-под контроля и стать причиной инцидента.

Определение понятия ИПО достаточно обширное, так как предметом являются не только материальные вещи, но и различные процессы и состояния, а также силы природы.

Главным нормативно-правовым актом, который регулирует отношения по воздействию опасных объектов, является Гражданский кодекс (далее — ГК). Ст. 1079 сформулирована таким образом, что не даёт чёткого определения понятию.

Раскрытие сущности источника повышенной опасности происходит путём перечисления примеров и видов опасных объектов.

Так, законодательством к ИПО относится:

  • автотранспорт;
  • различные механизмы;
  • электрика с высоким напряжением;
  • вещества, способные взорваться;
  • ядовитые объекты;
  • выполнение опасных строительных работ и прочее.

Как видно, перечень ИПО не является исчерпывающим. В п.

18 Постановления Пленума Верховного суда РФ №1 от 26 января 2010 года указано, что судьи вправе самостоятельно определять деятельность, свойство или предмет таким, что имеет признаки угрожающего источника.

Ущерб признаётся нанесённым воздействием предмета, если будет установлено, что его признаки или особенности работы стали причиной негативного воздействия.

В остальном статья ГК РФ посвящена вопросу ответственности владельца опасного объекта.

Что такое средство повышенной опасности

Определение ИПО включает и средства повышенной опасности (далее — СПО). Так, средствами являются предметы материального характера, свойства которых имеют угрожающее окружающему миру воздействие при отсутствии контроля.

Свойства проявляются в особенностях хранения, транспортировки, изготовления и т.п. Также объекты признаются таковыми, если опасность создаёт их использование, которое подразумевает соблюдение правил безопасности, знание технических характеристик и нормативов эксплуатации.

Принято различать СПО следующих видов:

  1. Физические — сюда относят механизмы, электроприборы, тепловые машины и прочие.
  2. Биологические — животные, микроорганизмы.
  3. Химические — яды, взрывоопасные вещества.
  4. Радиоактивные — результаты научных исследований или специальные приспособления.

Автомобиль — источник повышенной опасности

Существует мнение, что если дело касается нарушения с участием автомобиля, то обязательно применяется ст. 1079 ГК РФ. Однако, это не совсем так.

Действительно, машина является механизмом, который способен выйти из-под контроля человека и создать немалый ущерб третьим лицам. Однако для признания транспорта средством повышенной опасности необходимо установить ряд признаков, по которым объект может быть признан таковым.

Чтобы автомобиль приняли источником опасности, нужно доказать, что ущерб:

  • был оказан при работе машины;
  • появился из-за опасных свойств транспорта.

Так, если гражданин оставил на стоянке автомобиль, а другой человек, проезжая мимо, зацепил его, то припаркованная машина не может считаться СПО, так как ни её свойства, ни работа не стали основанием ДТП.

Ответственность же другого водителя скорее всего наступит на общих основаниях, если будет установлено наличие виновного поведения.

Если же окажется, что водителю не удалось остановить авто по причине внезапной поломки, то у судьи будут основания применять положения об ИПО.

Обязательства владельца источника

Субъектом, который обладает ИПО, может выступать физическое и юридическое лицо. Если владелец — физическое лицо, то ответственность наступает в отношении конкретного гражданина. Если же источник находится в собственности организации, ответственность возлагается на лицо, в юридическом ведомстве которого находится предмет.

Человек, который работает с источником на основании трудового договора, управляет и эксплуатирует его, не признаётся владельцем. Убытки возмещает юридический собственник.

Если же ИПО передается другому человеку с оформлением официальных бумаг, наказание несет фактический собственник. При отсутствии документов о передаче за вред отвечает законный владелец.

Для того чтобы максимально минимизировать риски несчастных случаев, собственник обязан регулярно проводить ремонт оборудования, разработать правила обращения с механизмом, соблюдать нормативы и регламенты, которые прилагаются к устройству. Также важно убедится в том, что лицо, которое работает с объектом, имеет навыки и знания о предмете.

Работник должен ознакомится с правилами безопасности и порядком эксплуатации оборудования перед началом работы. Владелец обязан обеспечить и другие условия, которые необходимые для предотвращения возможных негативных последствий.

Причинение и возмещение вреда

Учитывая то, что влияние источников неподконтрольно, оно может оказываться в отношении любых субъектов и вещей окружающей среды. Наиболее часто пострадавшими от воздействия ИПО становятся:

  1. Непосредственно люди — при нанесении вреда здоровью или жизни. Так, нередко случаются несчастные случаи на производстве, когда человек по неосторожности попал под работу станка. Или же в детском саду не уследили за ребёнком, который подбежал к опасному предмету.
  2. Предметы собственности, движимое и недвижимое имущество — например, если водитель не справился с управлением и врезался в другую машину. При таких обстоятельствах человек выступает посредственным пострадавшим, если дело касается только транспорта.
  3. Животные — например, собака без намордника бойцовской породы напала на кошку или маленького пса.

Ущерб может наноситься пассивным (неправильным хранением) или активным (езда на неисправном авто) действием.

Статья 1079 ГК РФ регламентирует порядок ответственности владельца ИПО. На общих основаниях компенсация убытков производится в полном объеме. Исключение составляет наличие доказательств, подтверждающих:

  • вину пострадавшего в инциденте;
  • действие непреодолимой силы.

Владелец также не несет материальную ответственность, если докажет, что устройство вышло из строя по вине других лиц.

Нормативная регламентация

Статья 1079 ГК РФ — положения об ответственности собственников ИПО и краткий перечень объектов, которые включаются в понятие.

Пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 — разъяснение нормы ГК и критерии для определения признаков ИПО.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/oxrana-truda/ob-ohrane/istochnik-povyshennoj-opasnosti.html

Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности: судебная практика

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса, вред, который был причинен имуществу или личности, возмещается причинителем при наличии в его действиях вины. Однако из этого правила имеется ряд исключений, когда вина не является необходимым условием для наступления ответственности. Это прежде всего касается вреда, причиненного источником повышенной опасности.

Повышенная опасность и ее источники

В самом тексте ст. 1079 ГК РФ определения, что собой представляет источник повышенной опасности, нет. В научных кругах также нет единого мнения по данному вопросу. Сложившаяся судебная практика, а также сам смысл текста статьи ГК РФ указывают на то, что это либо материальный объект, либо определённые виды деятельности. Их примерный перечень приведен в тексте закона.

К объектам повышенной опасности ст. 1079 относит:

  • транспортные средства и другие механизмы;
  • электроэнергия высокого напряжения;
  • взрывчатые вещества;
  • сильнодействующие яды и т. д.

Интересной особенностью является то, что в недействующем состоянии такие объекты опасными не считаются.

К источникам повышенной опасности относится и деятельность, связанная с использованием таких объектов, например, строительные работы. Логично предположить, что сельскохозяйственные мероприятия, дорожное движение и прочие виды деятельности, где используются механизмы, яды и пр. также подпадают под действие ст. 1079 ГК РФ.

Главным критерием отнесения того или иного материального объекта и вида человеческой деятельности к источникам повышенной опасности, используемом в судебной практике, является невозможность полного контроля над ними. Решение выносится по каждому конкретному случаю индивидуально, с учетом результатов различных экспертиз.

Животные как источник опасности

Если по приведенным в тексте закона источникам повышенной опасности сомнений в судебной практике не возникает, то по поводу неприведенных среди правоведов до сих пор ведутся споры. В частности, интересна позиция многих ученых по отнесению к опасным объектам животных.

Поводом служат иски, адресованные к владельцам домашних или прирученных диких животных о возмещении морального вреда из-за нанесенных их питомцами травм. В особо тяжелых случаях гражданские иски выдвигаются параллельно с уголовным обвинением. У судей, как и у ученых-правоведов, нет единой позиции по данному вопросу.

Доводы сторонников отнесения некоторых животных, а также их содержания и разведения к источникам повышенной опасности для окружающих достаточно логичны. Они основаны на том, что многие из зверей обладают такими опасными элементами, как когти, зубы, яд, рога хищнические инстинкты и т.д. К тому же полный контроль человека над животным практически невозможен.

Впрочем, такая позиция порождает довольно много вопросов. Например, о том, каковы критерии отнесения животных к опасным.

Или же о том, кто будет нести ответственность за вред, причиненный безнадзорными или случайно попавшими в населенный пункт дикими животными.

В судебной практике пока нет однозначного подхода и четких рекомендаций по применению положений ст. 1079 ГК РФ применительно к владельцам животных.

Кто отвечает за вред

Главным отличием от общего правила является и то, что ответственность за вред, который причинил источник повышенной опасности, наступает всегда у его законного (титульного) владельца.

Это предусмотрено ч. 1 ст. 1079 ГК РФ. При этом под владельцем понимается не только собственник, но и тот, кому опасный объект был передан на праве оперативного управления, аренды и т. д.

Но всегда на законном основании.

К таким основаниям не относится передача управления источником повышенной опасности тому, кто связан с владельцем трудовыми отношениями.

То есть капитан судна, машинист электропоезда или водитель транспортной компании владельцами являться не будут, за их действия отвечает работодатель.

А вот арендатор автомобиля или же управляющий им по доверенности гражданин сами несут ответственность за причиненный вред.

Источник: http://status-avtojurist.ru/otvetstvennost-vladeltsa-istochnika-povyshennoy-opasnosti-pri-dtp/

Автомобиль источник повышенной опасности

Источник повышенной опасности по пдд

УДК 614.8

Транспортное средство — как источник повышенной опасности.

Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте

Исламова Юлия

( студентка БГАУ специальности финансы и кредит, 301)

Хисамов А.Ф. (доцент БГАУ)

Современный транспорт является носителем механической опасности искусственного происхождения, воздействующей на человека своей кинетической энергией и массой. В результате действия таких опасностей, связанных с использованием транспортных средств, возможны телесные повреждения различной тяжести и причинение имущественного ущерба. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы.

Так, аварийность на автомобильном транспорте – одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран. По данным ВОЗ, в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает человек. Ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся 1,2 миллиона человек и еще 20–50 миллионов получают в авариях тяжелые увечья.

Общепризнано, что безопасность движения на транспорте — одна из наиболее актуальных проблем, напрямую зависящая от так называемого человеческого фактора, удельный вес которого среди причин транспортных происшествий достигает 90% и более.

Понятие «человеческий фактор» характеризуется чрезвычайной многогранностью и сложностью. Это комплекс всех качеств человека, оказывающих влияние на безопасность жизнедеятельности, происхождение транспортных происшествий и аварий. Теоретически в это понятие также могут быть включены все явления в организации безопасности движения, так или иначе связанные с человеком.

Установлено, что более половины всех несчастных случаев происходит по вине человеческого фактора. Основной причиной аварийности на автомобильном транспорте является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения.

Массовость нарушений ПДД свидетельствует о низкой дорожно-транспортной культуре участников дорожного движения, о том, что сложившаяся система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения на сегодняшний день малоэффективна.

При этом опросы общественного мнения показывают, что общество не осознает той опасности, которая потенциально присуща дорожному движению.

Участники движения и пешеходы надеются, что опасность, которая носит вероятностный характер, их не коснется.

Если водитель часто нарушает правила движения, и при этом ничего опасного не происходит, он утрачивает способность адекватно реагировать на опасность. Аналогична и реакция пешеходов.

Таким образом, ситуация усугубляется низкой степенью информированности граждан о состоянии безопасности дорожного движения.

Одной из особенностей транспортных средств является высокая зависимость их функционирования от природных факторов.

Неблагоприятные метеорологические условия оказывают большое виляние на характер движения транспортного средства. Транспортная безопасность в наибольшей степени зависит от наличия и характера осадков, которые определяют дальность видимости, ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием.

Для всех видов транспорта особую опасность представляет туман. Сильный туман создаёт почти полное отсутствие видимости. Скорость движения транспортных средств должна быть резко снижена. В авиации и на водном транспорте движение может быть полностью прекращено.

Одной из главных причин автотранспортных аварий являются скользкие дороги. При возникновении льда на дороге коэффициент сцепления шин с поверхностью уменьшается до 0,08 – 0,15. Это приводит к резкому снижению безопасности движения.

В авиации, сложную проблему безопасности жизнедеятельности представляет наземное обледенение самолётов, оказывающее влияние на лётно-тактические характеристики и способное вызвать авиационные происшествия. В целях обеспечения безопасности полётов, при образовании наземного обледенения любого вида, взлёт самолётов запрещается.

При эксплуатации транспортных средств в тёмное время суток, потенциальная опасность неблагоприятных метеорологических условий ещё более возрастает. Условия движения по дорогам в тёмное время суток существенно отличаются от дневных. Сокращается видимость предметов на горизонтальном участке дороги, многие предметы остаются вне зоны освещения фарами и появляются в освещённой зоне внезапно.

Автомобиль – источник повышенной опасности на дорогах

Время реакции водителя также увеличивается в среднем в 2 раза.

Непосредственное влияние на безопасность движения оказывает рельеф местности. Повороты дороги, крутые подъемы и спуски повышают опасность в управлении транспортным средством. Такие участки характеризуются повышенным количеством дорожно-транспортных происшествий.

Таким образом, безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех его составляющих в комплексе: человек, автомобиль, дорога, окружающая среда. Любая недостаточная надёжность одного из составляющих приводит к дорожно-транспортному происшествию.

Следовательно, опасность использования транспортных средств обоснованно отнесена к повышенной.

Повышенная ответственность

Cтраница 1

Повышенная ответственность и сложность принятия управленческих решений, связанных с выходом отдельных проектов из инвестиционной программы, определяют высокие требования к уровню квалификации инвестиционных менеджеров, принимающих такие решения.  

Повышенная ответственность за вред, причиненный здоровью пассажира радиационным воздействием транспортных средств, использующих ядерные реакторы, вытекает из ст. 3, 53 и др. статей Закона об атомной энергии.  

Повышенная ответственность за выполнение обязательств по поставкам, включая кооперирование, требует оснащения подразделений аппарата управления, занятого вопросами организации производства, и диспетчерской службы современной техникой управления. Она позволяет обеспечивать четкое соблюдение графика производства, организует работу в реальном масштабе времени. Опыт создания такой системы имеется на многих предприятиях.  

Повышенная ответственность перевозчика может быть предусмотрена законом или договором перевозки.  

Повышенная ответственность хранителя в других случаях может быть установлена в договоре.  

УК предусмотрена повышенная ответственность за Н.п. о в.о. и спекуляцию валютными ценностями или ценными бумагами, совершенные лицом, ранее судимым по ст. 88, а также за спекуляцию валютными ценностями или ценными бумагами в крупных размерах. Прошлая судимость по ст. 88 учитывается как квалифицирующее обстоятельство, если она не погашена или не снята в установленном законом порядке.  

УК предусмотрена повышенная ответственность за Н.п. — — — — о в.о. и спекуляцию валютными ценностями или ценными бумэга-532 ми, совершенные лицом, ранее судимым по ст. 88, а также за спекуляцию валютными ценностями или ценными бумагами в крупных размерах.  

Ломбард несет повышенную ответственность за сохранность имущества: он обязан страховать за свой счет в пользу поклажедателя принятые на хранение вещи в размере их полной рыночной стоимости.  

Уголовным законом установлена повышенная ответственность тех, кто изготавливает самогон для продажи, для кого это стало источником наживы или извлечения иных материальных выгод.

Сбыт скупленных спиртных напитков и аппаратов в целях наживы квалифицируется как совокупность названного преступления и спекуляции.

Уголовным законом установлена повышенная ответственность тех, кто изготавливает самогон для продажи, для кого это стало источником наживы или извлечения иных материальных выгод.

Сбыт скупленных спиртных напитков и аппаратов в целях наживы квалифицируется как совокупность названного преступления и спекуляции.

Уголовным законом установлена повышенная ответственность тех, кто изготавливает самогон для продажи, для кого это стало источником наживы или извлечения иных материальных выгод.

Сбыт скупленных спиртных напитков и аппаратов в целях наживы квалифицируется как совокупность названного преступления и спекуляции.

Закон запрещает не только изготовлять, но и приобретать крепкие спиртные напитки домашней выработки.  

Исключение составляют объекты повышенной ответственности, для которых безопасность является приоритетным критерием, и если новые данные указывают на необходимость ужесточения ограничений, это условие должно быть выполнено любой материальной ценой.  

При сварке деталей повышенной ответственности рекомендуется при помощи прибора ( фиг.  

Эта идеология возлагает повышенную ответственность за развитие топливно-энергетического комплекса ( ТЭК) на ОАО Газпром, освобождая от нее другие отрасли ТЭК, замораживая в них зоны неэффективных технологий.

Автомобиль – НЕ является источником повышенной опасности

Речь идет о неквалифицированном использовании газа потребителями, недостаточном производстве электроэнергии на АЭС и низкой доле угля в потреблении топлива электростанциями, ТЭЦ и котельными.  

На проходящего подготовку возлагается повышенная ответственность в различных ситуациях.

Если он занимает должность старшего статистика НСЗ, он будет иметь дело с проблемами не только районного, областного и регионального уровней, но также связанными с больницами, вопросами первичной помощи, профилактической медициной, гигиеной окружающей среды, сестринской и социальными службами.

Оценки и положения обсуждаются с кураторами и на семинарах с другими слушателями. При этом происходит не только развитие знаний и мастерства обучающегося, он, кроме того, принимает участие в развитии и накоплении научного опыта, суждений.

Обучающийся должен научиться также общественным отношениям, оказывать влияние на других людей при контактах с коллегами, па специальных собраниях, во время интервью и работе комитетов. Обучающийся должен научиться оценивать меру ответственности.

Он учится выделять главное из важного и важное из обычного, определять цели, рассматривать альтернативные решения и др. Он должен уметь думать и развивать свою работу, отчетливо понимая разницу между долгосрочными целями и краткосрочной целесообразностью.

Таковы некоторые основные компоненты практики общественной медицины, которые подобны взаимоотношению доктор — больной в клинической медицине. Роль преподавателя в этом процессе — передать опыт и знания обучающимся настолько быстро, чтобы они были способны воспринять их в течение 2 — 3 лет во всей их широте и глубине, на что в других условиях им потребовалось бы гораздо больше времени. Обучающиеся и преподаватели собираются вместе регулярно для того, чтобы обсудить работу обучающихся и рассмотреть программу обучения.  

Страницы:      1    2    3    4

Дорожное движение регламентировано специальным нормативным актом — Правилами дорожного движения Российской Федерации, а эксплуатация транспортных средств Основными положениями по допуску транспортных средство к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения от 23 октября 1993 года.

Нарушение правил дорожного движения влечет за собой, в том числе и уголовную ответственность.

Поэтому в законе и выделена самостоятельная норма, устанавливающая уголовную ответственность за данное преступление, поэтому лицо, имеющее автомобиль или любое другое механическое транспортное средство должно разбираться в таком вопросе как “Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств” (Уголовный кодекс Российской Федерации статья 264).

Статья 264 УК РФ — Нарушение правил дорожного движения — гласит, что составом преступления выступают деяния человека, который находился за рулем и нарушал правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, что в итоге привело к причинению тяжкого вреда здоровью человека или смерти человека.

Ответственность по ст.

264 УК РФ могут нести водители-профессионалы, автолюбители, лица, не имеющие удостоверения или лишенные в установленном порядке права управления транспортом, угонщики транспортных средств, достигшие шестнадцати лет.

Не имеет значения для ответственности по ст.264 УК РФ, кому принадлежало транспортное средство. Не может быть привлечен к ответственности ученик, управляющий транспортным средством с двойным управлением в присутствии инструктора.

Источник повышенной опасности: правовые основы и определение понятия

Если же он самовольно взял машину и совершил ДТП, то он отвечает как любой водитель, управляющий транспортным средством без удостоверения на право управления автомобилем или иным транспортным средством.

Статья 264 УК РФ предусматривает различную степень наказания, в зависимости от квалификации преступленного деяния. Самым максимальным является наказание по части 6 статьи 264 УК РФ в виде лишения свободы сроком до 9 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. Отсутствие нижнего предела наказания оставляет широкий простор судейскому усмотрению.

В рамках уголовного дела по статье 264 УК РФ в силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявляются гражданские иски к собственнику транспортного средства о возмещении морального вреда и имущественного ущерба.

Обязанность возмещения возлагается как на гражданина, так и на юридическое лицо, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. В этом случае, ответственность за причиненный вред несут лица, противоправно завладевшие источником повышенной опасности (пункт 2 статьи 1079 ГК РФ).

теги:  Угоны

ПРОСМОТРОВ: 2712

Источник: https://printscanner.ru/avtomobil-istochnik-povyshennoj-opasnosti/

Ответственность водителя при наезде на пешехода

Источник повышенной опасности по пдд

Пора признать свою личную ответственность. Вы катаетесь не на аттракционе “Автодром”, а на настоящем автомобиле по настоящей дороге. Случись чего, вы уже не сможете во всем обвинить владельца аттракциона и его персонал.

Теперь вся ответственность лежит на вас!

Водительское удостоверение  – это не билет на “покататься”. Это расписка в том, что вы знаете всю полноту своей ответственности.

Вы отвечаете за то, чтобы вы сами и ваши пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности. Отвечаете за исправность вашего автомобиля. Вы отвечаете за то, что вы “как стеклышко”.

Получив водительское удостоверение вы уже не можете найти понимание у полицейских и общества на фразу: “Я не знал”. Вы обязаны знать и точка.

Ответственность пешехода при ДТП

Мне могут возразить, что пешеход может сам нарушать Правила дорожного движения.

Конечно, пешеходы не всегда “пушистые и белые”. Они иногда переходят дорогу в неположенном месте, переходят дорогу на красный свет и т.д. Никто, в таком случае, не снимает вины с пешехода. Водителю в подобных ситуациях не предъявляются претензии в нарушении ПДД. Тем не менее …

Пешеход может внезапно выбежать из зоны ограниченной видимости (из калитки, из-за автобуса и т.д.). Но есть общее правило: “Не вижу, не еду”. Если обзор не велик, то правила и здравый смысл требую двигаться с сообразной скоростью и вниманием.

Вы же не будет упрекать дерево, которое упало прямо перед вами во время урагана, что оно нарушило правила дорожного движения?

Пешеход, это такое же “дерево” в плане ответственности, вашей ответственности за его жизнь. Он мягкий и беззащитный, в противовес вам, находящемуся в тепле и сухости, пристегнутому ремнем безопасности и подстрахованному подушкой безопасности.

Наезд на пешехода на пешеходном переходе

Глава 14 ПДД требует уступить дорогу пешеходу на пешеходном переходе. Также требуется снижать скорость при недостаточном обзоре. Поэтому любой наезд на пешехода, кроме умышленных действий пешехода или обстоятельств непреодолимой силы, трактуется против водителя.

Перед знаком пешеходного перехода, особенно когда рядом есть люди, всегда надо снижать скорость. Просто уберите ногу с педали газа.

Обстоятельства непреодолимой силы

Неисправные тормоза, скользкая дорога не считаются такими обстоятельствами. Правилами запрещается эксплуатация автомобиля с неисправной тормозной системой. Также правила требуют двигаться сообразно дорожной обстановке.

Но если вы совершили наезд на пешехода из-за того, что сзади ваш автомобиль ударил другой – это будет считаться обстоятельством непреодолимой силы. Т.е любой фактор, на который вы не могли влиять.

Что такое “неположенное место” с точки зрения ПДД

ПДД косвенно описывают места, где запрещено пешеходам переходить дорогу. Пешеходам разрешается переходить дорогу вне пешеходных переходов при условии их отсутствия в зоне видимости:

“При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.”

При этом на дороге не должно быть разделительной полосы и ограждений. Следовательно пешеход вправе переходить дорогу при соблюдении перечисленных условий:

  • нет разделительной полосы;
  • нет ограждений;
  • нет пешеходных переходов в зоне видимости.

При наличии хоть одного такого ограничения участок дороги будет считаться “неположенным для перехода местом”.

Распределение вины между пешеходом и водителем

При наезде на пешехода в неустановленном ПДД месте вина часто возлагается на пешехода, но не всегда. Водитель при этом сам не должен нарушать свои обязанности: разговаривать по телефону, быть пьяным, практиковать опасное вождение, не включать указатели поворотов и т.д.

Скорость движения автомобиля должна не просто соответствовать установленным ограничениям, но также выбираться с учетом интенсивности движения, характере груза, дорожных и метеорологических условий, в частности видимость в направлении движения (Пункт 10.1 ПДД).

Вина водителя также будет очевидна, если он не предпринял действий к предотвращению наезда на пешехода. Например, не тормозил или не маневрировал. Это может означать, что водитель умышленно хотел сбить пешехода. Например, для получения страховки.

Наезд на пешехода, упавшего с тротуара

Любой человек может упасть. Гололедица, болезнь, детская игра, алкогольное опьянение. Все это может привести к падению. Тут также действует пункт 10.1 ПДД. Водитель должен учитывать дорожные условия.

Водителю фактически запрещается двигаться с большой скорость вблизи тротуаров с пешеходами.

Источник повышенной опасности – автомобиль

Я напомню, что водитель управляет “средством повышенной опасности” (с юридической точки зрения, транспортное средство – источник повышенной опасности). Это автоматически делает водителя, за редким исключением, виновным во ВСЕХ ДТП с пешеходами. Не согласны? Так вот вам доказательства.

Гражданский кодекс РФ ст. 1079:
“1.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.

; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего…”

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”:
“18.

Судам надлежит иметь в виду, что в силу статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.”

Иными словами, сел за руль – получи по полной, удовольствие и ответственность.

Источник: https://www.mydriving.ru/opinion/voditel-tyi-vinovat-vsegda.html

вред причиненный источником повышенной опасности

Источник повышенной опасности по пдд

С учетом  тематики   блога, мы расскажем  про вред, причиненный источником повышенной опасности,   а за такой источник  будем  принимать  транспортное средство (любое).

       Какие еще  бывают источники повышенной опасности (ИПО) :

  • Автомобили и другие ТС,
  • технические (сложные) механизмы,
  • электрическая и атомная энергии,
  • взрывчатые ядовитые вещества,
  • все виды деятельности, так или иначе связанные с использованием и применением источников повышенной опасности,

               Вред причиненный источником повышенной опасности, что это значит:

Вред будет считаться причиненным ИПО, если есть взаимосвязь между наступлением вреда-ущерба и фактическим результатом проявления вредоносных свойств этого источника или его действий (то есть только при движении автомобиля (даже при самопроизвольном движении), его возгорании, взрыве и так далее).
Если такой взаимосвязи нет, то вред подлежит к возмещению на общих основаниях – ст. 1064 ГК ( пример, кто-то из пассажиров открыл дверь стоящего автомобиля и причинил телесные повреждения прохожему).

Почему именно собственники и законные владельцы — логика государства

По закону, собственник ТС («физик» или «юрик», госорган) обязан застраховать риск наступления  ответственности, поскольку использует ТС, а  оно, как вы уже знаете, является источником  повышенной опасности и объективно существует   риск  причинения   вреда окружающим, независимо от наличия   собственной вины  в  этом.

       Законные владельцы  ТС:

  • Арендатор ТС,
  • лица, использующие ТС по доверенности, или безвозмезно
  • лица, владеющие  ТС  на основании распоряжения госоргана о его передаче,   этим лицам.

 И когда выплаты страховой компании недостаточно,  чтобы    возместить  вред потерпевшему ДТП, разницу между   ущербом по факту и   страховым возмещением  должен возмещать собственник или владелец ИПО (1072.ГК).

Так что на  любой государственный орган,  «физика» или «юрика»   возлагается   обязанность —   возмещение  в полном объеме ущерба причиненного  при  использовании  ТС.

Государство обязывает собственников ТС  и автовладельцев   страховать  риск наступления своей ответственности,  чтобы при наступлении   последствий при  причинении ущерба, исключить  самостоятельные разбирательства на месте и  иметь возможность самому    не  нести ответственность перед потерпевшими, ведь это лишняя нагрузка на бюджет ( когда собственником или владельцем является госорган).

Кроме того, закон не содержит никаких ограничений по  страхованию  ответственности и на добровольных началах, наоборот, прослеживается стимуляция развития  страхового рынка.

Когда собственник   или владелец  НЕ должен возмещать вред причиненный источником повышенной опасности

Водитель — не является работником владельца или собственника ТС  ( т.е. между ними   не заключался трудовой контракт, договор или  иной гражданско-правовой договор  на выполнение   работ, например по доставке товара.

  • Владелец или собственник ТС сможет доказать, что им противоправно завладели  другие лица.
  • ДТП произошло в нерабочее время или выходной, никаких письменных распоряжений с стороны работодателя по выполнению каких то работ не было, но при этом работодатель  доказывает  то, что действия водителя работника —  не  соответствовали его трудовой функции   или  определенному  заданию.
  • Причинение вреда возникло  вследствие непреодолимой силы и собственник сможет это доказать
  • Установлен и доказан умысел   потерпевшего  направленный на причинение Вреда
  • Виновник ДТП использовал  транспортное средство по доверенности, договору безвозмездного пользования или по распоряжению госоргана о передаче ему ТС, причем использовал ТС исключительно по  своему усмотрению и не получал за водительские и прочие  услуги никакого вознаграждения.
  • Между собственником или законным владельцем конкретного ТС  и другой организацией заключен договор, который предусматривает выполнение каких то  работ с использованием этого ТС и вред причинен  водителями организации-подрядчика, действовавшими по ее заданию —   ответственность за действия своих  работников   несет только их организация – работодатель.

Если ни одно из перечисленных условий по отношению к вашей ситуации неприменимо, реализуйте свое право требования с  виновника ДТП, мы  ранее выкладывали развернутую статью, где приводили все нюансы такой реализации, зная которые, вы не потратите лишнее время и деньги.

В каких случаях собственник должен возмещать вред причиненный источником повышенной опасности:

ВАЖНО: У собственника  ТС, после того,  как он  компенсирует ущерб потерпевшим, и только после этого, возникает право регрессного требования  к самому виновнику. А сроки   исковой давности  для такого требования исчисляются  со дня   возмещения вреда потерпевшим, а не с момента ДТП, как считают многие.

      Собственник или законный владелец ТС обязан возместить вред-ущерб,  если:

  • Водитель- является работником собственника/владельца ТС   (предполагается наличие трудового договора (контракта)
  • Водитель — причинитель вреда действует по заданию работодателя, то есть  выполняет обязанности по  гражданско-правовому договору  (пример,   лист путевой для водителя экспедитора).

На практике не все так просто

При этом следует понимать, что даже если сам  договор не заключался, но на водителя оформлена доверенность с правом управления, привлечение собственника или владельца ТС к ответственности возможно.

Например, сам виновник ДТП  в суде заявит, что по этой доверенности он управлял в интересах собственника ТС и получал за выполнение этих обязанностей (водительские услуги) вознаграждение.

  При таких обстоятельствах данный водитель участник дорожного движения, причем законный (п. 2.1.

1 ПДД), а вот законным владельцем он признан быть не может, поэтому за нанесенный вред  транспортным средством должен отвечать  его законный собственник или владелец.

Такая правовая позиция основана не только  на нормах ГК РФ (ст. 1068 и 1072), но и на  специальных (отраслевых) нормах, которые имеют приоритет над общими нормами права. В нашем случае специальными являются  нормы, предусмотренные ТК РФ, а конкретнее ст. 67.1 ТК РФ.

 Из этой статьи следует, что физическое лицо, которое было допущено к работе не уполномоченным на это лицом, но с его ведома или по его поручению, вправе рассчитывать на оплату    отработанного им времени  по факту (выполненную работу), если  работодатель  не готов в последующем    заключить с   ним   трудовой договор. А вот  тот работник, который осуществил допуск к работе,  привлекается   к материальной ответственности (ТК РФ), поскольку не был уполномочен на данные действия на это работодателем.

Анализируя данные нормы   права в совокупности, некоторые суды считают, что  даже если с таким   работником   трудовой договор не заключался, но по факту он был допущен к работе, за его действия  материальную ответственность  несет работодатель.

Таким образом, на практике организациям  трудно  исключить собственную ответственность   за действия своих же работников, даже если  последние действовали самовольно.

Да и доказать такую вольность со стороны работника  очень сложно, ведь суды считают, что работник действует по заданию работодателя, даже если  в процессе будет установлено, что  тот выполнял устные распоряжения своего  непосредственного начальника.

Об определении размера вреда

Касаемо размера Вреда   имуществу  «физика» или же имуществу «юрика», то он подлежит к    возмещению  в полном объеме.  (с учетом или без износа). Имущественный вред, его размер,  определяется  в денежном эквиваленте от  причиненного  ущерба.

При спорных вопросах, к их решению привлекают независимых экспертов, которые проводят соответствующую оценку. Конечная сумма, указанная в  их заключении (выводы), будет в дальнейшем  использоваться,  в качестве  размера  возмещения.

При этом стороны не лишены права оспаривать данную сумму в суде.

О размерах, порядке и особенностях возмещения вреда нанесенного здоровью человека мы выкладывали отдельную статью, поскольку посчитали, что такой подход будет более приемлемым для восприятия наших читателей.

Наш коллектив специализируется на таких спорах и мы знаем о всех особенностях взыскания ущерба в судах, поэтому советуем проконсультироваться бесплатно  у юристов, которые сразу озвучат целесообразность подачи иска и организуют оценку ущерба, которую будет сложно оспорить в суде.

Источник: https://nepas.ru/avtoyuristi/vozmeschenie-uscherba-pri-dtp/vred-prichinennyj-istochnikom-povyshennoj-opasnosti.html

Ответственность в статье 1079 ГК РФ за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

Источник повышенной опасности по пдд

Повышенную опасность способно создать использование любых механизмов, устройств, транспортных средств, химикатов и всего того, что способно нанести травмы при возникновении аварийной ситуации, вызвать отравление, причинить вред здоровью. Это не только атомные электростанции, но и газовые приборы и трубы, подводящие к ним газ, автотранспортные средства, склады с бытовой химией и подобные объекты.

Обязанность возмещения вреда ложится на те лица, которые занимались деятельностью, создающей повышенную опасность и при этом владели имуществом, ставшим источником вреда.

Избежать её они могут только в том случае, если докажут факт возникновения непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Кроме этого ст.

1083 ГК РФ позволяет иначе трактовать ситуацию при наличии вины потерпевшего и добиться учета имущественного состояния лица, причинившего вред.

Владелец источника опасности может быть освобождён от возмещения вреда ещё и в том случае, когда он сможет доказать, что оно временно или постоянно перешло во владение другого лица в результате совершения тем противоправных действий. Если у источника повышенной опасности несколько владельцев, то они несут солидарную ответственность на общих основаниях. Эти правила устанавливает ст. 1079 ГК РФ. Понятие вреда более детально раскрывает ст. 1064 ГК РФ.

Источник повышенной опасности и правовые аспекты применения ст. 1079 ГК РФ

Несмотря на то, что само упоминание в ст.

1079 ГК РФ некоего источника повышенной опасности вызывает ожидание того, что где-то в законе будет подробное толкование этого термина, такого нет ни в самой рассматриваемой статье, ни в других статьях ГК РФ, ни в отдельных законах.

К тому же формулировка её названия указывает не на сам источник, а на деятельность. Очевидно, что под источником следует понимать объект материального мира над которым невозможен полный контроль во всех случаях.

Так как статья направлена не на регулирование вопросов содержания, а на установление нормы ответственность за вред, то нужно исходить из того, что он уже наступил.

Обычные кирпичи могут быть признаны источником повышенной опасности, если деятельность по работе с ними привела к каким-то нежелательным последствиям, и возник вред.

Здесь многое зависит от экспертизы. Все предметы такого рода можно разделить на те, которые относятся к источникам повышенной опасности сами по себе — автомобили или подъёмные башенные краны. Другие требуют какой-то оценки в связи с возникшими обстоятельствами.

Сами по себе кирпичи не взрываются и не могут прийти в движение, не являются механизмами.

Однако, если бросать их в окно на улицу или занести слишком много кирпичей на этаж, что вызовет обрушение перекрытия, то они могут быть признаны источником повышенной опасности в силу деятельности, которая связана с использованием предмета, могущего быть опасным при ненадлежащем использовании.

Владельцем же, который имеется в виду под ответственным за причинение вреда, признаётся лицо, которое осуществляло деятельность, связанную с практическим использованием объекта.

Так, если владелец автотранспортного средства передал его в аренду, а после этого, в ходе эксплуатации движимости, какому-то лицу был нанесён вред, то вина и бремя компенсации ляжет на арендатора.

Однако это правило не распространяется на те случаи, когда существуют трудовые отношения, и на их основе работник использовал автотранспортное средство, ставшее источником повышенной опасности, в момент причинения вреда.

Здесь важна та правовая основа, которая существует для использования объекта. Если водителю была выдана доверенность, являющаяся правовым признаком, то он становится ответственным, вне зависимости от того, что им выполнялись служебные обязанности.

При отсутствии доверенности ответственным станет работодатель, которому принадлежит имущество в виде автотранспортного средства. Она не нужна, если это какая-то специальная техника, передвигающаяся только по заданной территории.

К примеру, когда оператору спецтехники работодатель даст распоряжение проложить траншею, а в ходе этого будет повреждено дорожное покрытие третьего лица, то ответственность за вред скорее всего ляжет на работодателя и владельца спецтехники.

Основной особенностью по возмещению вреда является то, что это должно произойти вне зависимости от того виновен владелец имущества, ставшего источником повышенной опасности, или нет.

Вернёмся к примеру с оператором спецтехники, который мог управлять ею без доверенности и в ходе работы принёс вред определённому лицу. Можно подумать, что несправедливо возлагать ответственность на юридическое лицо, являющееся его работодателем.

Однако это не так, поскольку оператор спецтехники должен был получить от руководителей инструкцию, объект изучен более детально и проведены мероприятия, предотвращающие порчу имущества.

Возмещение вины базируется на системе риска, а не на системе самой вины. Это означает, что владелец склада, предназначенного для хранения ГСМ, будет обязан возместить вред, который произойдёт при возникновении на нём пожара. Его непосредственной причиной может быть короткое замыкание электропроводки.

Из этого нельзя сделать вывод о том, что отсутствие чьего-либо злого умысла не делает владельца склада обязанным возместить вред.

Он должен был соблюсти повышенные меры противопожарной безопасности и провести ряд технических мероприятий, направленных на организацию наиболее надёжного технического обеспечения своего складского хозяйства, что вытекает из природы хранимых материальных ценностей.

Освобождение от ответственности может произойти в силу наличия непреодолимой силы.

К примеру, если автомобиль не мог остановиться, несмотря на то, что водитель своевременно нажал на тормоза, а причиной стало обледенение дорожного покрытия.

В таком случае виновным может быть признано лицо, которое должно было обеспечить безопасное состояние дорог, а не владелец автомобиля. Но бремя доказывать это ложится на того, чьё имущество стало причиной возникновения вреда.

Важные документы высших судов

Одним из наиболее важных для понимания сущности ст. 1079 ГК РФ является постановление Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г.

№ 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина».

Несмотря на то, что оно касается обстоятельств, находящих своё отражение во множестве других статей ГК РФ, Конституции, а начинается вообще с упоминания Декларации о правах человека, аспекты рассматриваемой статьи раскрыты в этом документе наиболее полным образом.

Из него можно узнать о том, что наличие вины потерпевшего не освобождает владельца от ответственности целиком, за исключением тех случаев, когда потерпевший получил вред в силу своего же умысла.

Немаловажным является и то, что если какое-либо лицо завладело источником повышенной опасности в силу совершения противоправного действия, то ответственность частично может распространится и на владельца.

К примеру, если он оставил машину без присмотра на неохраняемой парковке, не закрыв дверь и оставив ключ зажигания, а угонщик завладел автомобилем и по дороге кого-то сбил, то частично компенсация вины может быть возложена судом и на такого владельца автотранспортного средства.

Источник: https://RuLaws.ru/articles/otvetstvennost-v-state-1079-gk-rf-za-vred-prichinennyj-deyatelnostyu-sozdayushej-povyshennuyu-opasnost-dlya-okruzhayushih/

Ваш закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: