Какие наказания используются в школе

Телесные наказания в школах: кто, где и как наказывает детей

Какие наказания используются в школе
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Телесные наказания детей уходят корнями в глубь веков

После нашумевших заявлений российского продюсера Яны Рудковской о наказании сына ремнём выясняем, как относятся к телесным наказаниям в России и за ее пределами.

В недавнем интервью “Дождю” Рудковская сказала, что её родители в детстве пускали в ход ремень в воспитательных целях и она сама ценит некоторую жёсткость в воспитании сына ради того, чтобы он “вырос мужчиной”.

Это признание вызвало скандал. В среду продюсировавшая Диму Билана светская львица опубликовала в “Инстаграме” видео, в котором её сын (она называет его “Гном Гномыч”) называет рассказ матери о наказаниях шуткой.

Большинство психологов и психиатров, публиковавших работы по теме воспитания детей, выступают против наказаний, не видя в них никакого образовательного эффекта, но считая их исключительно отравляющими отношения.

Шлёпать детей законодательно запрещено как минимум в 44 странах мира. Первой страной, которая ввела полный запрет на телесные наказания в 1979 году, была Швеция.

При этом в некоторых государствах разделяются вопросы телесных наказаний дома и в школе: например, в странах Скандинавии и Ирландии законодательно запрещено наказывать детей везде, но в Британии и России при запрете школьного наказания шлепки дома остаются на совести родителей.

К 2021 году телесные наказания остаются допустимыми преимущественно в консервативных странах, таких как Египет, или Сирия.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Индонезия остаётся одной из немногих стран, где телесные наказания практикуются широко

Обособленно в этом ряду стоит высокоразвитый, урбанизированный Сингапур, где наказание ротанговыми палками активно практикуется для насаждения дисциплины среди школьников (но не школьниц).

До недавнего времени эта практика существовала и в Южной Корее. Но с 2011 года индивидуальные наказания палками в школах запрещены. Впрочем, как и в Японии, они до сих пор применяются в сельских школах.

В США нет федерального закона, запрещающего наказания детей. В 31 штате и столичном округе Колумбия, впрочем, запрет на наказания в школах действует давно, в Нью-Джерси – аж с 1867 года; в остальных штатах и Вашингтоне его ввели в период с 1971 по 2011 год.

Дебора Сендек, директор Центра эффективной дисциплины в Огайо – штате, отменившем телесные наказания меньше 10 лет назад, – убеждена в абсолютном вреде наказаний. “Они могут иметь краткосрочный эффект, то есть, ребёнок осознает, что делать так-то нельзя, но на время. В долгосрочной перспективе от шлепков и тем более побоев нет никакой пользы, наоборот”, – говорила она в интервью .

“За ушко да на солнышко”

В Советской России официальный запрет на телесные наказания в школах действовал ещё с 1918 года. Впрочем, он нередко нарушался, особенно в трудовых коммунах, в детских учреждениях системы ГУЛАГ и позже в детских исправительных учреждениях.

Заведующий отделом клинической психологии научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Сергей Еникополов рассказал Русской службе Би-би-си о временах своего детства: “Хорошо помню, как в третьем-четвертом классе многие мои одноклассники приходили в школу и не могли сесть за парту, у них там всё горело”.

Сегодня, по российскому законодательству, родители могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 116 УК за телесные наказания детей. Она предполагает наказание в виде штрафа или обязательные работы, или арест на срок до трёх месяцев.

Правообладатель иллюстрации Team Boyko Image caption Яна Рудковская растит сына вместе с фигуристом Евгением Плющенко

По данным Human Rights Watch за 2012-13 годы, каждый день с насилием в семье сталкиваются до 36 тысяч женщин и 26 тысяч детей.

В 2021 году в Думе обсуждался законопроект о полном запрете телесных наказаний, но до принятия закона дело не дошло из-за сопротивления консервативного лобби. Тюремный срок для распускающих руки родителей сочли “чрезмерным проявлением ювенальной юстиции”.

По сей день о “пользе” телесных наказаний высказываются некоторые представители религиозных конфессий (в частности, РПЦ) и консервативные политики (Елена Мизулина).

Фабрики джентльменов

До середины 1970-х годов наказание розгами в британских школах практиковалось довольно широко, включая самые престижные частные учебные заведения, такие как Итон и Хэрроу. Причем долгое время розгами учеников били публично по обнаженным частям тела не только учителя, но и старшие ученики, старосты, с согласия педагогов.

Прямой запрет на использование телесных наказаний в государственных школах в Британии был введен в 1986 году. Однако лишь спустя 17 лет их окончательно запретили и в частных заведениях.

Правообладатель иллюстрации Evening Standard Image caption В современной Британии телесные наказания отошли в прошлое и театрально-игровые реконструкции

Несмотря на это, всего 10 лет назад, согласно анонимному опросу журнала TES, 22% учителей королевства считали битьё детей допустимым.

Консультантка по образованию в Великобритании для российских мигрантов Ирина Шумович сказала Русской службе Би-би-си, что никто из её клиентов не рассматривал вопрос о наказании своих детей и не опасался подобных мер со стороны школ.

“Ни с какими наказаниями в британских школах я не сталкивалась никогда. Российские семьи приезжали с энтузиазмом и верили, что британское образование – лучшее, поэтому такими вопросами даже не задавались. Отдельные родители беспокоились о возможной гомосексуальности учителей в частных школах для мальчиков – но это подозрительные люди”, – заметила Шумович.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Ортодоксальные евреи практикуют символические наказания в канун праздника Йом-Киппур

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-43643479

Наказания в саду и школе

Какие наказания используются в школе

Дома вы воспитываете ребенка по своим правилам: сами решаете, за что и как наказывать, за что и как поощрять.

Однако, рано или поздно, ваш малыш попадет в детский коллектив, правила поведения в котором могут сильно отличаться от вашего «семейного устава», а воспитатели и педагоги могут иметь свой взгляд на систему наказаний и поощрений.

Естественно, практически перед каждым родителем встает целый ряд вопросов: какие наказания допустимы в детском саду или школе? как родителям реагировать на воспитательные методы педагогов? когда необходимо вмешаться и как это сделать? как защитить своего ребенка?

Наказания детей в детском саду

Некоторые родители уверены, что никто из посторонних, включая воспитателей в детском саду, не имеет права наказывать их ребенка. Так ли это? Естественно, нет! Воспитатель имеет полное право применить наказания к разбушевавшемуся малышу.

Просто представьте ситуацию: в группе 15–20 детей и вот один из них начинает «буянить». То есть, мешает другим детям играть, ломает свежепостроенные замки из кубиков, отбирает игрушки, затевает драку и т. д. Задача воспитателя навести в группе порядок, и утихомирить юного агрессора.

Когда строгие взгляды и словесные увещевания на ребенка не действуют, воспитатель имеет право (и более того, должен!) наказать виновника торжества.

Если взрослый не прореагирует на деструктивное поведение ребенка, или его реакция будет недостаточно эффективной, вскоре к нарушителю спокойствия присоединятся товарищи и буквально через 10 минут вся группа погрузится в настоящий хаос.

Другой вопрос, каким будет это наказание. Здесь сразу важное уточнение: физические наказания в детском саду недопустимы.

Также недопустимы оскорбления и любые действия, направленные на унижение маленького человека или возможное причинение вреда его здоровью.

Наиболее адекватным наказанием в детском саду будет временное отлучение ребенка от игры со сверстниками или лишение некоторых привилегий.

Например, расшалившегося малыша воспитатель может усадить на отдельный стульчик или за парту для спокойных игр (лепка, рисование и т. д.). Естественно, с объяснением, за что и почему ребенка устранили от игры с другими детьми.

Такой вид наказания позволяет ребенку «остыть» и подумать над своим поведением. Действенным методом будет лишение ребенка звания капитана команды в игре и возможности набирать игроков по своему желанию.

Если в детском саду есть живой уголок, провинившегося малыша могут лишить права ухаживать за животными или играть с ними. Для старших детей приемлемым наказанием станет метод естественных последствий.

То есть, если ребенок что-то разлил, рассыпал или разбросал, он должен сам убрать за собой, если оторвал пуговицу — пришить ее, если сломал игрушку — починить и т. д.

Как реагировать на наказания в детском саду?

В детском саду ребенок впервые сталкивается с тем, что в роли карающей длани выступает не родитель, а посторонний человек. Малыши по-разному реагируют на этот факт — некоторые безоговорочно принимают авторитет взрослого, другие начинают активно протестовать, третьи могут замкнуться в себе.

Ситуация усложняется, если воспитатели применяют методы наказания, отличные от принятых в семье.

Поэтому родителям лучше заранее выяснить, как и за какие проступки могут наказать их чадо и либо подготовить ребенка к этому, либо искать другое дошкольное учреждение, если методы воспитания в этом для вас неприемлемы.

Если момент был упущен или вас посвятили не во все методы наказаний и ребенок жалуется на воспитателей, прежде всего, нужно показать малышу что вы на его стороне, утешить и успокоить.

Затем найдите время поговорить с воспитателями (чем раньше — тем лучше), постарайтесь выяснить все детали инцидента и разобраться в ситуации. В случае необходимости, попросите больше не применять неприемлемые для вас наказания к вашему ребенку.

Если разговор с воспитателями не даст желаемого результата — поговорите с заведующей. Если и после этого ребенок продолжит жаловаться на воспитателей, задумайтесь о переводе ребенка в другой детский сад.

Помните: чтобы не усугубить конфликт, разговор с персоналом детского сада должен проходить в максимально корректной форме. Даже если внутри вас все кипит от гнева, сдержитесь и не угрожайте воспитателям судом или физической расправой.

Наказания детей в школе

Родители школьников, в большинстве своем, соглашаются с тем, что учитель имеет право наказать ученика за нарушение школьной дисциплины. Однако вопрос о методах наказаний детей в школе вызывает бурные дебаты, как на семейном совете, так и на тематических форумах в сети.

Прежде всего, родители должны знать, что физические наказания в любой их форме неприемлемы. Также учитель не имеет права унижать учеников (сюда относятся оскорбления, обидные клички, негативная вербальная оценка умственных или физических способностей ребенка и т. д.

) и применять в качестве наказания метод, способный принести вред здоровью ребенка.

Теперь поговорим о том, какие методы наказаний учитель может применить к ребенку. За нарушения школьной дисциплины учитель может:

  • сделать устное замечание;
  • сделать замечание «с занесением в личное дело», т. е. оставить запись в дневнике;
  • отсадить ребенка за отдельную парту;
  • отправить для разговора в кабинет директора школы;
  • вызвать в школу родителей;
  • лишить ребенка определенных привилегий, к примеру, временно отстранить от выполнения общественной работы (стенгазета, школьные кружки и т. д.) или лишить поездки на экскурсию с классом.

Достаточно эффективным наказанием, особенно в средних и старших классах, становится метод естественных последствий. Например, если ребенок повредил школьное имущество, ему могут поручить ремонт или замену испорченных вещей. Если с этой задачей ребенок не может справиться самостоятельно, учитель имеет право обратиться к родителям провинившегося ученика.

Как родителям реагировать на несправедливое наказание со стороны учителя?

Прежде всего, родителям необходимо полностью разобраться в сложившейся ситуации. Иногда для этого можно обратиться к одноклассникам ребенка, как правило, их взгляд на проблему объективней, чем у «несправедливо обиженного» ученика или наказавшего его учителя.

Если ребенок действительно был не виноват, или был применен недопустимый метод наказания, родителям следует в корректной форме поговорить с учителем.

Если разговор с учителем не даст результата, родители имеют право обратиться к руководству школы или в окружные управления образования.

Наказывать ли ребенка дома за проступки в детском саду школе?

Напоследок обсудим еще один важный вопрос, вызывающий у родителей множество сомнений.

Представьте ситуацию: разгневанные родители возвращаются с родительского собрания и устраивают отпрыску форменную взбучку, а то и настоящий террор, с изъятием карманных денег, отключением интернета, лишением десертов до конца жизни, или, по крайней мере, до конца недели.

Многим родителям такая ситуация знакома, причем часто с ней связаны не самые приятные воспоминания детства — когда на месте провинившегося ученика были они. Правы ли родители?

Здесь важно вспомнить одно из основных педагогических правил: за одно преступление — одно наказание. То есть, если ребенка уже наказали в школе, наказывать за тот же проступок дома повторно нельзя.

Максимум что могут предпринять родители — поговорить с ребенком, выяснить причины его поступка, спросить считает ли он наказание справедливым, понял ли, за что конкретно его наказали, и сделал ли он соответствующие выводы. Другими словами, задача родителей помочь провинившемуся ребенку разобраться в ситуации.

При этом важно сдержать свои негативные эмоции и разговаривать с ребенком спокойно, в доброжелательной форме.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)

Gnomik.ru ©

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-nakazaniya-v-sadu-i-shkole/

История детских наказаний от Древней Руси до наших дней

Какие наказания используются в школе

Буквально на днях патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призвала не считать побоями физические наказания детей в воспитательных целях. Церковь и ранее оправдывала такие воспитательные меры и порой даже настаивала на них.

Но у государства сейчас другие представления о воспитании: с новыми поправками в Уголовный кодекс за причинение физической боли детям россияне могут отправиться в тюрьму сроком до двух лет.

Тем самым власти закрепили окончательный поворот в традиции воспитания — детей больше бить нельзя.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Традиционное наказание

Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь.

«Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» — дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» — о пробелах в воспитании. «Жену учи до детей, а детей без людей» — о времени и месте проведения воспитательной работы. «Кого журят, того и любят» — о выборе тех, кого нужно наказывать.

«По дважды и Бог за одну вину не карает» — о количестве наказаний за одну провинность.

Похвала ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи». Хвалящий якобы рисковал оговорить ребёнка, поэтому суеверная мать должна была после положительных слов трижды плюнуть. Эта боязнь дошла до наших дней во фразе-предупреждении «не перехвали».

С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека

Воспитательные наказания готовили детей не только к земной, но и к небесной жизни. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, — гласят Притчи Соломоновы в Библии. — Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт».

В самом известном своде правил средневековой России — Домострое — наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.

Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:

«А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».

Рекомендовалось «сокрушать ему рёбра» и «бить жезлом». Под «жезлом» понимался прут. От его ударов ребёнок «не умрёт, но здоровее будет», и его душа точно спасётся. Строгое воспитание в будущем «мужественного» человека подкреплялось, в частности, отсутствием улыбок во время игр.

Процедура наказания в семьях была спрятана от посторонних глаз. В школах при монастырях и церквях дети могли «получить» не только от отцов и старших братьев

Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь.

На гравюре-фронтиписе в начале книги был изображён класс, в котором учитель бьёт розгами одного ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в типографии Василия Бурцева в 1637 году.

К розгам можно добавить и такие методы воспитания, как стояние коленями на горохе и удары верёвкой.

Азбука Василия Бурцева, 1637 год

Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.

Как прекрасное образование не помогло Александру I изменить Россию

При создании в конце XVIII века системы народных школ, которые должны были охватить относительно большое количество населения, тема наказания детей была закреплена в правилах. Так, в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года телесные наказания были запрещены. В 1804 году в новом положении запрет был сохранён, а в 1820 году — отменён.

В этот период воспитываются «непоротые поколения». Словосочетание приписывают Александру Пушкину. Представители этих поколений в декабре 1825 года вышли на Сенатскую площадь.

Восстание декабристов стало точкой начала общественных «заморозков» правления Николая I. В 1828 году устав гимназий и училищ постановил разрешить физически наказывать учеников первых трёх классов.

В 1838 году к ним добавились все гимназисты.

Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.

Существовала так называемая шкала наказаний — за каждый проступок следовало конкретное наказание

Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.

В 1864 году «Уставом гимназий и протогимназий» телесные наказания были отменены. Годом ранее запретили физические наказания в отношении детей-преступников. Любопытно, что, как и сейчас, против либерализации тогда выступало руководство церкви. Общий гимназический устав не означал отмену физических наказаний во всех школах большой империи.

Бывало, что общество родителей возмущалось методами воспитания приезжих в города и сёла учителей, выступая против наказаний как таковых или передачи этого права посторонним. В мужских и военных учебных заведениях насилие применялось чаще, чем в женских.

При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды

В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.

Из записок Николая I, 1931 год:

«Граф Ламсдорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом — страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении я видел одно принуждение, и учился без охоты».

Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал — Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский.

Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.

Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси

Дети Александра II тоже воспитывались без жестокости: выговоры, угрозы не пустить повидаться с родителями и пожаловаться императору, запрет есть сладкое, стояние в углу, не разрешение идти развлекаться. Известный семьянин Николай II, бывало, лично наказывал своих детей. Императорских детей шлёпали. Не доставалось только цесаревичу Алексею. Из-за гемофилии любой удар мог стать очень болезненным.

Советские наказания

В советской школьной системе бить детей было запрещено. Телесные наказания назывались буржуазным пережитком. Сторонники свободного воспитания, начавшие создавать свои общества ещё до революции, получили поддержку на правительственном уровне.

Нельзя было применять насилие не только в обычных школах, но и в учреждениях для трудных подростков. В крайних случаях педагог или руководитель могли неформально отвесить непослушным детям подзатыльники. В 1930-х свободные порядки в школах первых лет советской власти уступили место догматизации и унификации образования.

Поманский Н.Н., 1928 год

Фёдоров А., 1926 год

Лаптев А., 1929 год

Те наказания, что использовались в школах, касались определения места ребёнка в социальной системе. За проступки могли позже обычного принять в пионеры или вовсе исключить из них. За плохое поведение — вызвать родителей в школу.

Увеличение общественной нагрузки — тоже способ наказания. Например, назначить нерадивому школьнику дополнительное дежурство. В отличие от российских школ советские не боялись ставить «двойки» и оставлять учеников на второй год.

Многое из этого применяется до сих пор. С поправкой на ослабление дисциплины и технический прогресс

Теперь учителя пытаются сконцентрировать внимание учеников, отбирая мобильные телефоны, а на несерьёзные нарушения делового стиля в одежде не обращают сильного внимания.

В семьях в XX веке ситуация продолжала оставаться разной. В одних семьях детей часто били, в других нет. Но со стороны власти насилие не поощрялось. Напротив, физические наказания воспринимались чем-то старорежимным и спорным.

Уголовные наказания

В наши дни вопрос о наказании детей обсуждается среди родителей, психологов и педагогов. Битье детей окончательно перестало быть нормой для большинства. Это закреплено и в Уголовном кодексе.

Согласно 116 статье, за «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» в отношении близких родственников можно получить от 360 часов обязательных работ до двух лет лишения свободы.

8 правил наказания непослушных детей

Принятие поправки в эту статью в июле 2021 года вызвало недовольство Патриаршей комиссии РПЦ.

Ссылаясь на Священное Писание и Священное Предание православной церкви, она заявила, что «разумное и любовное использования физических наказаний» — право родителей, установленное Богом.

Несогласные были и среди сенаторов, принимавших закон. Поэтому спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать рабочую группу для обсуждения принятых поправок.

Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции

Этим страхом овеяны противники западных тенденций, когда сотрудники социальных служб могут забрать ребёнка из семьи за действия, которые в России считаются в порядке вещей. Зачастую страх основан на преувеличениях и пересказах уехавших за рубеж обиженных русскоговорящих родителей.

При этом статистика по убийствам детей в России показывает угрожающие цифры, которые должны наоборот призывать усилить контроль за жизнями детей. Детей, в отношения которых совершено насилие, тоже много.

По словам уполномочённого по правам детей Павла Астахова, только за один 2014 год потерпевшими были признаны почти 100 тысяч детей.

В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали — наказание было заслуженным.

Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли.

Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём.

Источник: https://mel.fm/vospitaniye/6412580-punishment

Школьные наказания

Какие наказания используются в школе

Материал из Posmotre.li

Школьные наказания — это разрешённые и не очень способы, которыми школы пытаются поддерживать дисциплину среди учеников.

В определенных условиях это могут быть даже физические наказания, но чаще всего это действия, которые покажутся наказанием только неусидчивому школьнику — оставить после уроков, привлечь к общественной работе, дать нудное\большое домашнее задание. В общем, любыми силами отвлечь ученика от проказ и шалостей. Ещё можно унизить ученика.

Некоторые, если можно так выразиться, учителя практикуют «коллективную отвественность», в смысле наказывают всех за проступки некоторых, чтобы коллектив сам научил виноватых дисциплине. С точки зрения педагогики это практически преступление.

Фольклор[править]

«

В первом классе школы дети учатся писать. Учительница:— Танечка! Что ты вчера делала после школы?Танечка:— Играла в песочнице.— Умница, Танечка! Иди к доске и напиши «ПЕСОК».Вовочка! А ты что вчера делал?Вовочка:— А я вчера играл с Танечкой. У меня был совочек.

— Молодец, Вовочка! Иди напиши на доске «СОВОК».Муталиб Саид! А ты что вчера делал?— Я пытался поиграть с ними, но они назвали меня чучмеком и забросали камнями.

Учительница:— Безобразие! Это же вопиющая дискриминация и унижение человеческого достоинства! Муталиб Саид, иди к доске и напиши 100 раз, чтоб видели все: «ВОПИЮЩАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА».

»
— Наказание без преступления

Литература[править]

  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» и «Вий» — бурсаков пороли регулярно.
    • Н. Г. Помяловский, «Очерки бурсы» — подробно описана существующая в училище практика телесных наказаний и страх бурсаков перед ними. Один из персонажей даже рассказывает легенду об ученике, пытавшемся продать душу за избавление от порки.
  • Гарин-Михайловский, гимназический период в автобиографической тетралогии. И учителя-садисты, и маленькие гадёныши (хотя откровенные редиски в меньшинстве). А вот такой метод, простихоспади, самоуправления как «тёмная» остался только в легендах, в отличие от Помяловского.
  • Марк Твен, «Приключения Тома Сойера» — герой «остановился поговорить с Гекльберри Финном», и «одной линейки мало за такой проступок. Снимите вашу куртку. — Рука учителя трудилась до полного изнеможения, пока не изломались все прутья». И это только момент характеристики. Подставить спину под розги Тому и некоторым другим ученикам пришлось еще не раз и не два.
  • Р. Киплинг:
    • «Мэ-э, Паршивая овца». Протагониста высекли в школе за то, что он «посмел приносить домой ложные сведения о своих успехах». На глазах у евреев и хубши [негра]. Последнее обстоятельство значительно усилило душевные муки.
    • «Сталки и компания».

      Из предложенных ректором наказаний три друга-одноклассника сами выбирают порку розгами, а потом в туалете перед зеркалом сравнивают, у кого задница краснее. Различий они не находят и приходят к выводу, что это является признаком высокого мастерства ректора.

  • А. И.

     Куприн:

    • «На переломе (Кадеты)» — порка протагониста в кадетском корпусе за пустячную, с его точки зрения, шалость: взял воспитателя за прядь волос.
    • «Храбрые беглецы» — на протагониста-фантазёра классная дама надела бумажный колпак с написанным словом «лгун». Поркой в пансионе, где живет главный герой, также не гнушаются.
    • «Механическое правосудие» — об учителе гимназии, который изобрёл машину для автоматической порки учащихся. Карма настигла изобретателя моментально — он стал первой и единственной жертвой своего детища. После чего его характер значительно изменился к лучшему: троп оздоровительная порка в своём самом прямом смысле.
  • Я. Гашек, «Урок закона божьего».

    «Короуповские ребята знали из закона божьего только то, что Господь Бог в неизреченной благости своей создал прутья. Вслед за тем он создал законоучителя Горачка. Оба эти предмета взаимно друг друга дополняли».

    Когда ребята, которых он регулярно порол буквально ни за что, додумались подкладывать в штаны бумагу, Горачек сначала раздобыл более толстые розги, а когда бумагу заменили картоном — взялся за палку.

  • Л.

    Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — целая система, он простого «вон из класса!» до фактических пыток (заставить стоять пару часов или оставить после уроков, чтобы поголодали).

    • И разумеется батюшка с корешком от «Евангелие» и «фразой стой столбом, балда».
  • А. Пантелеев, Г.

    Белых, «Республика ШКИД» — юных правонарушителей сажали в изолятор, оставляли без обеда или чая, лишали прогулки или «отпуска» (права выхода в город).

    • Но это цветочки по сравнению с порядками в Сергиевской колонии, откуда в ШКИДу попали несколько воспитанников.

      В Сергиевской излюбленным наказанием было запирать провинившихся в нужнике на несколько суток, предварительно раздев их догола, без возможности спать и без пищи.

  • Н. Соротокина, «Трое из навигацкой школы» — розги в этой самой школе запасали в промышленных масштабах. Корсак получал чаще других.

  • Владислав Крапивин:
    • «Мальчик девочку искал» — зигзаг. Прогрессивный император вопреки возражениям учителей запретил в школах телесные наказания. Учителя в знак протеста вовсе перестали следить за порядком, и дисциплина покатилась вниз.

      В качестве компромисса некая баронесса, желавшая получить государственный пост, была официально назначена Всеобщей Доброй Тётушкой, и теперь нарушителей могли отправить к ней «в гости»: ведь закон запрещает порку только в школах, а не в семьях! (И это ещё не конец зигзага, но дальше уже спойлеры).

    • «Портфель капитана Румба»: учитель Шпицназе с нескрываемым удовольствием порол учеников тростью за реальные и мнимые нарушения дисциплины… пока не нарвался на Гвоздика, который «хотя и был тонкий и маленький, знал кое-какие приёмы».
  • Дж.

    Роулинг, «Гарри Поттер» — «Десять баллов с Гриффиндора!» и отработки — делать что-то нужное учителю, леснику или завхозу. Иногда — опасное.

    • Завхоз Филч с ностальгией вспоминал о временах, когда учеников пороли и могли подвесить за большие пальцы (ещё хорошо, что рук).
    • Аполлион Прингл, предшественник Аргуса Филча, однажды выпорол Артура Уизли так, что у того остались шрамы на всю жизнь.
    • Макганагалл — лже-Грюму: «Мы не применяем превращение в качестве наказаний». Так что шутила, когда в фильме предлагала превратить опоздавших Гарри и Рона в часы или карту.
    • Долорес Амбридж тоже заставляла учеников писать одну фразу много раз. Вернее, при помощи особого волшебного пера вырезать слова на своей же руке со всеми болевыми ощущениями, причём порез до поры до времени моментально заживал. У Гарри, который делал это две недели по многу часов в день, шрамы остались на всю жизнь. В пятой книге Амбридж своим распоряжением возвращает порку в Хогвартсе, но неизвестно, применялась ли она впоследствии.
    • В шестой книге дело дошло до педагогического применения пыточных заклинаний.
  • Ник Перумов, «Приключения Молли Блэкуотер» — в школах наказания розгами допустимы (с письменного разрешения родителей), но Молли никогда не били.
  • Ольга Громыко, белорийский цикл. Любимое наказание директора Старминской школы магов Ксандра Перлова — телепортировать провинившегося студента в кухонный чулан чистить картошку. По оценке главной героини В.Редной, за количество картошки, перечищенной ею за 10 лет обучения, можно было бы построить новое здание школы.

Кино[править]

  • «Клуб „Завтрак“» (1985). Пять очень разных учеников вынуждены провести субботний день в школе, и при этом от них ещё требуют написать эссе.
  • Также спародировано в «Совсем недетском кино».
  • «Пеппи Длинныйчулок»:

«Кто отлично успевает, Уважение тому! Кто упрямая невежда, Тот немедленно к столбу!» Упрямой невеждой оказывается заглавная героиня, и еще на нее надевают позорный колпак.

  • «Схватка с демонами» — директриса-садистка устраивает одной из героинь жестокую порку указкой перед всем классом. В следующей сцене девушка, плача от боли, лежит на животе на скамейке в раздевалке с располосованными досиня ягодицами, и одна из ее однокашниц демонстрирует на ней способность исцелять свежие раны.

Телесериалы[править]

  • «Институт благородных девиц» — тот самый ношеный чулок (см. Реальная жизнь).
  • Мини-сериал «Михайло Ломоносов» — в Славяно-греко-латинской академии учеников регулярно порют розгами, объясняя им, что «Розга ум бодрит и возбуждает память».
  • Мини-сериал «Юнкера» — порка протагониста в кадетском корпусе.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — типичная заставка сериала начинается с того что Барт пишет одно и то же предложение на доске десятки раз.
  • «Южный Парк» — в третьей серии 7-го сезона четверку ГГ оставляют после уроков и заставляют лепить посуду за то, что они на уроке слепили из глины половой орган.

    Потом в финале этой же серии за то, что они в отместку за наказание закидали дом учительницы туалетной бумагой, их на 2 недели заставляют оставаться после уроков (кроме Картмана, который хитростью снизил себе срок до недели).

Аниме и манга[править]

  • Во многих аниме (особенно прошлого века) можно видеть, как провинившихся учеников выставляют из класса в коридор, выдав в руки одно или два ведра с водой. Это отражение реального наказания, применявшегося в Японии примерно до 70-х годов.

    В настоящее время в реале сошло на нет, а в аниме встречается редко и в основном для юмора.

  • Made in Abyss — в школе-интернате, где живет главная героиня, детишек за малые провинности (например, невнимательность на уроках) подвешивают на веревках к потолку в раздетом виде.

    А за более серьезные грехи вроде воровства можно схлопотать и кое-что похлеще.

игры[править]

  • Bully — если ГГ накосячит и попадется, его заставят стричь траву или убирать снег. А совсем уж зарвавшихся хулиганов отчисляют.

  • Dragon Age: Origins — за практикование магии крови ученика-мага Йована храмовники сначала приговаривают к Усмирению (разрыву связи с Тенью и полному избавлению от чувств и эмоций), а когда тот пытается сбежать из Круга Магов, хотят казнить.

    Пример с фитильком, поскольку Круг является в первую очередь резервацией для магов всех возрастов, и только во вторую очередь школой.

  • South Park: The Stick of Truth — Крэйга за неприличный жест в адрес учителя оставили после уроков под присмотром психолога Маки и целой бригады рыжих дежурных по школе.

Прочее[править]

  • «Городок» — В школу надо вернуть линейку… Линейкой их, паршивцев, линейкой!

Реальная жизнь[править]

  • В советской школе наказания были гуманными — двойка по поведению и «завтра без родителей в школу не приходи!» А уж родители сами решали, оставить им дитачку без сладкого или выпороть.
  • Протестанты возвели розгу в абсолют воспитания как дома, так и в школах.

    В школах Великобритании (причём престижнейших, типа Итона и иже с ним) телесные наказания были окончательно отменены только в 1980-е (не без сопротивления со стороны педагогов и части политиков), а в США они до сих пор совершенно легально применяются в школах 20 штатов!

    • Точнее говоря, они до сих пор не запрещены в двадцати штатах (а ещё точнее — разрешение или запрет остаётся в компетенции каждой отдельной школы). Насколько часто педагоги пользуются такой возможностью — уже другой вопрос.
    • После появления смешанных классов в Англии перестали пороть девочек, чтобы на это не смотрели мальчики, а порку им заменили на удары тяжёлой линейкой по рукам.
  • В средние века самого худшего ученика в школе наказывали, заставляя носить ослиные уши. В XIX-XX веках в Англии и США на провинившегося надевали бумажный колпак безо всяких украшетельств (и очень напоминающий праздничный), но с надписью «Dunce»[1] (болван, остолоп).
    • После англо-бурской войны в свежеприобретённых колониях ввели преподавание на английском для бурских детей. Если ребёнок, забывшись, говорил во время занятий на родном языке, его ставили в угол и вешали на шею доску с надписью «Осёл».
    • Аналогичное наказание было предусмотрено и в британских школах Уэльса. Говорить по-валлийски в классах категорически запрещалось. За что так буров — понятно, а валлийцев-то за что?.. Чтобы национальное самоопределение не мешало целостности империи? Ну, как-то такие суровые меры не особо помогли…
    • «Ослиная скамья» для говоривших на родных языках практиковалась и в учебных заведениях Австро-Венгерской империи. В соседней Российской на шею вешался более мягкий текст: «Я сегодня говорил по-польски (литовски, латышски)».
    • Были еще варианты, когда аналогичным образом принуждали говорить на латыни.
  • Как учили студенток Смольного:
«

Телесные наказания строго-настрого запрещались. Но за любой минимальный проступок девушек стыдили прилюдно.Например, за сквернословие и дерзость воспитаннице надевали на шею огромный картонный красный язык. Носить заставляли от одного дня до семи.Ношенный чулок как знак позора был, пожалуй, самым распространённым методом наказания. Его прикалывали к платью за небрежную причёску (прядь выпала), чуть мятую или небрежно залатанную одежду, чернильное пятно на пальце.Наказания были и едой. Точнее, так — голодными официально девушек не позволялось оставлять, но им могли запретить садиться за стол. А стоя есть было неприлично («как падшая женщина»).Наказания были даже, если девушка во время урока повернулась к окну или просто что-то искала. За это к одежде прикалывали «бумажку позора» — просто обрывок бумаги.

»
— https://life.ru/p/1113863

Примечания[править]

  1. ↑ Слово происходит от фамилии английского философа-схоласта Иоанна Дунса Скотта.

Источник: https://posmotre.li/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Ваш закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: